РОЛЬ ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПОКОЛЕНИЯ МИЛЛЕНИАЛОВ
- Авторы: Ляшевская Н.В.1
-
Учреждения:
- Институт развития образования Омской области
- Выпуск: № 3 (2019)
- Страницы: 31-38
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/52
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-3-31-38
- ID: 52
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема, сложившаяся в кадровом обеспечении системы школьного образования, показывает острую необходимость обновления механизмов профессиональной социализации молодых педагогов с учетом использования современных ресурсов и особенностей поколения миллениалов. В статье обоснована роль информального образования в профессиональном развитии молодых педагогов Омской области в процессе профессиональной социализации. Выборочно проанализированы результаты социологического исследования «Портрет молодого учителя XXI века», проведенного в 2019 году в Омской области среди молодых педагогов и руководителей общеобразовательных организаций. Анализ результатов исследования раскрывает особенности педагогов через теорию поколений У. Штрауса и Н. Хоува. Выявлено рассогласование между трудностями молодых педагогов, возникающими в ходе профессиональной деятельности, и приоритетными формами профессионального развития, предлагаемыми администрацией образовательных учреждений. Определены ТОП-10 самых значимых региональных мероприятий поддержки молодых учителей в осуществлении профессиональной деятельности. На основании проведенного социологического исследования сделаны выводы о том, что молодые педагоги в процессе профессиональной социализации отдают приоритет формам информального образования, что в целом свойственно им как представителям поколения миллениалов, ключевыми особенностями которых являются стремление к самореализации, потребность удовлетворить чувство собственной значимости. Информальное образование становится их жизненной стратегией, «стилем жизни». Установлено, что процесс профессиональной социализации тесно сопряжен не столько с формированием системы знаний, сколько с выстраиванием в сознании молодого педагога представлений о ценностях, правилах, нормах профессионального сообщества, которые становятся ориентиром в дальнейшем профессиональном развитии.
Об авторах
Н. В. Ляшевская
Институт развития образования Омской области
Автор, ответственный за переписку.
Email: n.lyashevskaya@yandex.ru
заведующий учебно-методическим центром сопровождения инноваций в образовании
РоссияСписок литературы
- Глазьев С.Ю. О стратегии и Концепции социально-экономического развития России до 2020 года // Современная конкуренция. 2008. № 5. С. 28-42.
- Стратегия - 2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года / под. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. М.: РАНХиГС, 2013. 430 с.
- Социально-демографический портрет российских педагогов // Отчет по результатам международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS-2018. Ч. 1. М.: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 2019. С. 41-42.
- Ожиганова Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1. С. 94-97.
- Садырин В.В., Яковлева Н.О., Трубайчук Л.В., Тюмасева З.И. Профессиональная социализация выпускников педагогических вузов на основе использования современных технологий сетевого взаимодействия. Челябинск: Чел. гос. пед. ун-т, 2013. 294 с.
- Тард Г. Законы подражания. М.: Академический Проект, 2011. 304 с.
- Красноперова А.Г. Профессионально-трудовая социализация в образовательном процессе комплекса // Фундаментальные исследования. 2008. № 2. С. 77-79.
- Мигачева М.В. Сущность и особенности профессиональной социализации молодых специалистов в период трансформации // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2007. № 1. С. 95-101.
- Селиверстова О.В. Принципы процесса профессиональной социализации студента в контексте синергетической парадигмы образовательной среды вуза // Высшее образование сегодня. 2010. № 5. С. 91-93.
- Маршева Т.В., Переточкина С.М., Шакирзянова Р.М. Профессиональная социализация педагога в современных условиях // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2-2. С. 260-265.
- Сморчкова В.П. Профессиональная социализация молодого педагога: психолого-педагогические проблемы // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 130-летию со дня рождения А.С. Макаренко. М.: Международная академия наук педагогического образования, 2019. С. 142-148.
- Зайцева Н.А. Теория поколений: мы разные или одинаковые? // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. Т. 2. № 2. С. 220-236.
- Ефимова Г.З. Молодой учитель: профессиональная социализация и качество жизни // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2015. Т. 1. № 3. С. 102-113.
- Горшкова В.В. Взаимодействие формального, неформального и информального образования как современное направление развития человека // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 26. С. 176-180.
- Нефедова Г.М. Специфика интеграции формального, неформального и информального образования // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 3. С. 127-133.
- Ройтблат О.В. Неформальное образование педагогических работников: вчера, сегодня, завтра // Вестник ТОГИРРО. 2014. № 2. С. 2-234.
- Вершловский С.Г. Образование взрослых в России: вопросы теории // Новые знания. 2004. № 3. С. 1-7.
- Окерешко А.В. Актуальность информального образования как условия личностно-профессионального развития учителя // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2015. № 5. С. 78-81.
- Вершловский С.Г. К вопросу об андрагогической компетентности специалистов, обучающих взрослых // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2013. № 1. С. 277-281.
- Павлова О.В. Информальное образование как механизм повышения качества жизни // Повышение качества жизни. 2017. № 2. С. 37-39.