ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ДЕЗАДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
- Авторы: Барышева А.Я.1, Литвиненко Н.В.1,2
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный педагогический университет
- Оренбургский государственный университет
- Выпуск: № 3 (2019)
- Страницы: 41-46
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/53
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-3-41-46
- ID: 53
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящее время наблюдается рост количества детей, дезадаптированных к образовательной среде дошкольной организации. Это обусловлено современной социальной обстановкой, в которой развивается ребенок. Все чаще дети проявляют агрессию по отношению к взрослым и сверстникам, они замкнуты, уходят в себя, не доверяют новым людям, вещам, ситуациям, эмоционально отчуждены, им недостает социальной нормативности, компетентности. Дезадаптация к образовательной среде дошкольной организации затрагивает такие сферы взаимодействия как «взрослый-ребенок» и «ребенок-ребенок», нарушает процесс усвоения детьми знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации.
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками, их социальной приспособленности и эмоционального благополучия в образовательной организации. В основе исследования лежат наблюдения, беседы, опросы, эксперимент, использовались методики «Межличностные отношения ребенка» Р. Жиля, «Я в детском саду» М. Быковой и М. Аромштам, «Кактус» М.А. Панфиловой и тест тревожности «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Полученные результаты свидетельствуют, что у старших дошкольников наблюдаются следующие проявления дезадаптации: эмоциональная напряженность, непроизвольность поведения, тревожность, агрессивность во взаимоотношениях со сверстниками и нежелание идти с ними на контакт, тревожность и конфликтность во взаимоотношениях с педагогом.
Для преодоления дезадаптации старших дошкольников был разработан комплекс упражнений педагогической поддержки, реализация которого в образовательном процессе дошкольной организации содействует формированию умений конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками (игры-драматизации, сказкотерапия), произвольности поведения (игры с правилами) и снятию эмоционального напряжения (игры на релаксацию, снятие мышечного напряжения, песочная терапия).
Об авторах
А. Я. Барышева
Оренбургский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: annabar1995@mail.ru
магистрант
РоссияН. В. Литвиненко
Оренбургский государственный педагогический университет; Оренбургский государственный университет
Email: litna@list.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики дошкольного и начального образования, профессор кафедры социальной психологии
РоссияСписок литературы
- Литвиненко Н.В., Гасилина М.А. Тревожность и агрессия как показатели проявлений дезадаптации детей 6-7 лет к образовательной среде дошкольной организации // Мир науки. 2016. Т. 4. № 3. С. 15-23.
- Проблемы формирования социогенных потребностей / под ред. Ш.Н. Чхартишвили, Н.И. Сарджвеладзе. Тбилиси: ИП им. Д.Н. Узнадзе АН ГССР, 1974. 308 с.
- Волгуснова Е.А. Взаимосвязь показателей тревожности и неуверенности у дошкольников и младших школьников // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21. № 1. С. 67-70.
- Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети // Дошкольное воспитание. 2006. № 4. С. 44-51.
- Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. СПб.: Питер, 2007. 192 с.
- Беличева С.А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников. СПб.: Питер, 2012. 336 с.
- Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. М.: Юрайт, 2019. 180 с.
- Молодцова Т.Д., Гура В.В., Шалова С.Ю. Исследование проблемы дезадаптации детей и подростков в России в XX веке // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1. С. 115-119.
- Реан А.Л., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2014. 163 с.
- Гринева К.Ю., Демшин И.Д. Особенности проявления девиантного поведения детей дошкольного возраста // Проблемы личности в современном мире: сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции. Орлов: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2017. С. 185-188.
- Литвиненко Н.В., Гасилина М.А. Проблема факторов дезадаптации детей 6-7 лет к образовательной среде дошкольной организации // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 5. С. 47-51.
- Роджерс К.Р. Гуманистическая психология. Теория и практика. М.: Московский психолого-социальный университет, 2013. 456 с.
- Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. 432 с.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Институт общегуманитарных исследований, 2003. 192 с.
- Хартманн Х. Эго-психология и проблемы адаптации личности. М.: Канон+, 2015. 160 с.
- Быкова М., Аромштам М. Я в детском саду. Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада // Дошкольное образование. 2002. № 12. С. 35-42.
- Осницкий А.К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью фильм-теста Р. Жиля // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 55-62.
- Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) // Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб.: Речь, 2002. С. 19-28.
- Панфилова М.А. Графическая методика «Кактус» // Обруч. 2002. № 5. С. 12-13.
- Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками. М.: Перо, 2015. 208 с.