ИССЛЕДОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
- Авторы: Телепова Н.Н.1, Телепов М.Н.2
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет, Самарский филиал
- Центр развития образования городского округа Самара
- Выпуск: № 3 (2019)
- Страницы: 47-53
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/54
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-3-47-53
- ID: 54
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме воспитания мальчиков и девочек в семье. В конце XX века по вопросу воспитания мальчиков и девочек возникла серьезная полемика как в психолого-педагогических, так и в родительских кругах, так как проводились многочисленные исследования гендерных вопросов и гендерного аспекта формирования личности. Целью нашего исследования является анализ родительских предпочтений аспектов, связанных с психологическим полом (фемининности, маскулинности, андрогинности), в процессе воспитания мальчиков и девочек, а также родительских предпочтений в процессе воспитания ценностных ориентаций у мальчиков и девочек. Мы исследовали родительские предпочтения в воспитании фемининных и маскулинных черт характера, а также ценностно-смысловых ориентаций у мальчиков и девочек, затем провели анализ данных, полученных в результате исследования. В исследовании приняли участие 44 человека, или 22 супружеские пары. Исследование проводилось с помощью методики определения психологического пола S.L. Bem и теста М. Рокича «Исследование ценностных ориентаций». Из 20 маскулинных черт в зоне статистической значимости оказались только напористость, сила, властность, мужественность, соревновательность, что свидетельствует о родительском предпочтении в воспитании именно этих черт у сыновей. Из 20 фемининных черт в зоне статистической значимости остались доверчивость, женственность, мягкость, сердечность, привлекательность, что свидетельствует о родительском предпочтении в воспитании именно этих черт у дочерей. Родительские же предпочтения в воспитании ценностных ориентаций не имели значимых отличий по гендерному признаку.
Об авторах
Н. Н. Телепова
Московский городской педагогический университет, Самарский филиал
Автор, ответственный за переписку.
Email: Telepovs@mail.ru
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и социальной психологии
РоссияМ. Н. Телепов
Центр развития образования городского округа Самара
Email: Telepovs@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и коррекционного образования
РоссияСписок литературы
- Московичи С., Канетти Э. Монстр власти. Социальные представления. М.: Алгоритм-Книга, 2018. 240 с.
- Кругляк Л.Г. Половое воспитание детей. Что и как мы должны объяснить своему ребенку. М.: Весь, 2014. 352 с.
- Whitehead St., Talahite A., Moodley R. Gender and Identity. Key Themes and New Directions. Oxford: Oxford University Press, 2013. 368 p.
- Девятых С.Ю. Половая социализация молодежи в условиях социокультурной трансформации семьи. М.: Юрайт, 2019. 185 с.
- Тайсон Р.Л., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. М.: Когито-Центр, 2017. 407 с.
- Дворянчиков Н.В., Новикова З.Д. Исследование образа «Я» у лиц с расстройством половой идентичности как дополнительный критерий дифференциальной диагностики при экспертизе спорных половых состояний // Психология и право. 2016. Т. 6. № 4. С. 142-154.
- Bem S.L. The measurement of psychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974. Vol. 42. № 2. P. 155-162.
- Харламенкова Н.Е., Воловикова М.И., Артемцева Н.Г. Психологические исследования личности: история, современное состояние, перспективы. М.: Институт психологии РАН, 2016. 448 с.
- Parlee M.B. The sexes under Scrutiny: from old biases to new theories // Psychology today. 1978. № 11. P. 62-69.
- Телепов М.Н., Телепова Н.Н. Аспекты отношений. Самара: Телепова Н.Н., 2019. 231 с.
- Jushua A. Copel. Obstetric imaging: Fetal Diagnosis and Care. Corpus Collosum. Philadelphia: Elsevier, 2018. 180 p.
- Кон И.С. Сексуальная культура в России. М.: АСТ, 2018. 464 с.
- Клецина И.С., Иоффе Е.В. Гендерные нормы как социально-психологический феномен. М.: Проспект, 2019. 144 с.
- Куда и зачем прыгают гены? Номадическая теория половых генов / ред. С.В. Геодакян. М.: Апрель, 2018. 160 с.
- Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 64-69.
- Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб.: Питер, 2010. 686 с.
- Исследование ценностных ориентаций М. Рокича // PsychoJournal.Ru. 2015. № 479. URL: psychojournal.ru/tests/479-issledovanie-cennostnyh-orientaciy-m-rokicha.html.
- Дженсен Ф.Э., Натт Э.Э. Мозг подростка. Спасительные рекомендации нейробиолога для родителей тинейджеров. М.: Эксмо, 2019. 368 с.
- Телепов М.Н., Телепова Н.Н. Личность: судьба или работа над собой? Аспекты формирования личности. Самара: Офорт, 2012. 159 с.
- Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни. М.: Прометей, 2018. 352 с.