ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ
- Авторы: Ларина Е.А.1, Перевалова В.Н.1
-
Учреждения:
- Тихоокеанский государственный университет
- Выпуск: № 1 (2020)
- Страницы: 12-17
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/66
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-1-12-17
- ID: 66
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Одним из распространенных речевых нарушений, представляющих собой сложный симптомокомплекс, проявляющийся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речи, является стертая форма дизартрии. Предметом работы являются малоизученные особенности темпо-ритмической организации речи у дошкольников, имеющих стертую форму дизартрии, и описание авторских адаптированных приемов по их формированию. Описаны формы стертой дизартрии, ее специфические проявления, нарушения, в том числе неврологические, которые негативно сказываются на речевом становлении дошкольников. Раскрывается содержание понятия «темпо-ритмическая организация речи» и описывается значение данного компонента просодики. Основное внимание в работе уделено описанию направлений логоритмической работы, рассмотрению организационных и содержательных аспектов, способствующих преодолению речевых нарушений с помощью систематизированных двигательных упражнений в сочетании со словом и музыкой. Описана структура логопедического занятия и обоснована необходимость использования логопедической ритмики как средства преодоления нарушений темпа и ритма (двигательного, музыкального и речевого) у дошкольников со стертой формой дизартрии. На основе обобщенного практического опыта ученых, занимающихся данной проблемой, в статье представлены и четко описаны ключевые элементы логоритмики, которые могут быть включены в структуру логопедического занятия для оптимизации формирования темпа и ритма у дошкольников. Так как темпо-ритмическая организация речи является высшим уровнем развития двигательной функции организма, базируясь на моторном обеспечении, то в предложенных авторами упражнениях на всех этапах работы значительное внимание уделяется совершенствованию общей и мелкой моторики, координации движений, ориентации в пространстве, регуляции мышечного тонуса.
Об авторах
Е. А. Ларина
Тихоокеанский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: ella_rina@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики педагогического и дефектологического образования
РоссияВ. Н. Перевалова
Тихоокеанский государственный университет
Email: nika0884@mail.ru
студент
РоссияСписок литературы
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Гарёва Т.А. Состояние речеязыковых процессов у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией // Дефектология. 2017. № 5. С. 12-18.
- Belyk M., Brown S. Perception of affective and linguistic prosody: an ALE meta-analysis of neuroimaging studies // Social cognitive and affective neuroscience. 2015. Vol. 9. № 9. P. 1395-1403.
- Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М.: Астрель, 2010. 254 с.
- Bohrova Kh.B. Results of a study of a prosodic component of a speech in preschool children // Psycholinguistics. 2016. Vol. 20. № 1. P. 26-35.
- Филатова Ю.О., Прокопенко Е.В. Логоритмика: технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи. М.: Национальный книжный центр, 2017. 208 с.
- Шашкина Г.Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика. М.: Юрайт, 2019. 215 с.
- Комаровская А.О. Роль логоритмики в коррекционной работе с детьми с дизартрией // Мир детства в современном образовательном пространстве: сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2017. С. 225-227.
- Иванова Н.В. К вопросу о значении логопедической ритмики в коррекции речевых нарушений // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. 2017. № 3. С. 67-72.
- Ларина Е.А., Артемьева В.Е. К вопросу о формировании темпо-ритмической организации речи у дошкольников со стертой дизартрией // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 5А. С. 260-269.
- Ларина Е.А. Скрининг-диагностика интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста // Современное образование: проблемы и перспективы развития. Чебоксары: Среда, 2019. С. 39-55.
- Григорьева Л.В. Формирование просодики у дошкольников со стертой формой дизартрии // Приоритетные направления развития образования и науки: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. C. 89-90.
- Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. М.: Флинта, 2018. 200 с.
- Бабинова Н.В. Особенности проведения логоритмических занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи // Образовательная среда сегодня: теория и практика: сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. С. 28-30.
- Zborowski M., Zborowska J. Terapia dysfunkcji procesu komunikacji: dysartria - studium przypadku // Symbolae Europaeae. 2015. Vol. 7. P. 78-88.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Детство-Пресс, 2010. 352 c.
- Коновалова Е.Г. Логоритмика - метод формирования коммуникативных навыков дошкольников посредством музыки, движения и слова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. № 2. С. 169-170.
- Бохан О.А., Лашкова Л.В. Логоритмика как средство коррекции речевого нарушения у дошкольников // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. № 2. С. 100-102.
- Меженцева Г.Н. Логопедическая ритмика как средство развития моторных и речевых функций детей дошкольного возраста с ОНР // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2019. № 4. С. 67-73.
- Жулина Е.В., Соловьева Н.Н. Логопедическая ритмика как средство коррекции просодики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 79-82.
- Чарушина А.В. Особенности формирования просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией. Пенза: Социосфера, 2017. 114 с.