ВЗАИМОСВЯЗЬ КАУЗАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ С СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ УСТАНОВКАМИ И МОТИВАЦИЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-ВОЛОНТЕРОВ
- Авторы: Курусь И.А.1, Пономаренко И.В.1, Бодунова Е.И.1
-
Учреждения:
- Новосибирский государственный медицинский университет
- Выпуск: № 1 (2020)
- Страницы: 37-41
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/69
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-1-37-41
- ID: 69
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В последнее время отмечается повышение интереса к проблеме развития добровольческой деятельности, в связи с чем представляется актуальным анализ индивидуально-психологических характеристик лиц, вовлеченных в волонтерство. В статье приведен анализ взаимосвязи каузальной ориентации с социально-психологическими установками и мотивацией достижения у студентов, включенных в добровольческую деятельность. Исследование проводилось в 2019 году, в нем приняли участие 27 человек (средний возраст – 18±1,8 года) – студенты вузов г. Новосибирска. У студентов-волонтеров выявлены основные социально-психологические установки на процесс, альтруизм и труд; ведущий тип мотивационной подсистемы автономный (внутренний); доминирует мотивация на избегание неудачи. В целом волонтеры характеризуются дисгармоничными установками. Так, для них характерно получение удовольствия от процесса деятельности, что зачастую может приводить к затягиванию сроков ее выполнения и формированию негативного отношения при увеличении объемов работы; они часто выполняют работу в ущерб себе, забывая о собственных потребностях. Таким образом, студенты, занимающиеся добровольческой деятельностью, имеют внутренний локус контроля и характеризуются установками просоциальной направленности, т. е. ориентированы на идею.
При проведении корреляционного анализа была получена обратная корреляция по шкале безличной каузальной ориентации с установками на результат, свободу, мотивацию на достижение успеха. Результаты исследования показывают, что чем больше выражена мотивация, направленная на достижение успеха, ориентация на свободу и результат, тем меньше проявляется безличная каузальная атрибуция.
Об авторах
И. А. Курусь
Новосибирский государственный медицинский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: irina_kurus@rambler.ru
старший преподаватель кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии
РоссияИ. В. Пономаренко
Новосибирский государственный медицинский университет
Email: I.V_Ponomarenko@mail.ru
старший преподаватель кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии
РоссияЕ. И. Бодунова
Новосибирский государственный медицинский университет
Email: heminguel19@gmail.com
студент
РоссияСписок литературы
- Бурчакова М.А., Хожемпо В.В. Волонтерство как форма проявления социальной ответственности государства, общества и бизнеса // Современные технологии управления. 2015. № 4. С. 15-20.
- Айгубов Л.С., Хаджиалиев К.И. Современные проблемы волонтерства в Дагестане // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2016. Т. 11. № 2. С. 6-13.
- Сушко В.А. Проявление волонтерства в современном российском обществе // Теория и практика общественного развития. 2017. № 11. С. 43-46.
- Мarkovа A. The “inclusive volunteering” phenomenon: Research into the volunteering of people with disabilities // Kontakt. 2018. Vol. 20. № 1. P. 49-58.
- Rovers J., Japs K., Truong E., Shah Y. Motivations, barriers and ethical understandings of healthcare student volunteers on a medical service trip: a mixed methods study // BMC Med Educ. 2016. Vol. 16. № 1. Article number 94.
- Богинская Ю.В., Глузман Я.А. Формирование мотивации достижений у современной молодежи // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1-4. С. 15-17.
- Горбунова К.Ю., Маслова Т.М. Мотивация достижения успеха у первокурсников вуза // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. С. 484-486.
- Dolgova V.I. Features of emotional stability in volunteers of gerontology programs // Advances in Gerontology = Uspekhi gerontologii. 2014. Vol. 27. № 2. Р. 315-320.
- Lederer A.M., Autry D.M., Day C.R.T., Oswalt S.B. The Impact of Work and Volunteer Hours on the Health of Undergraduate Students // Journal of American College Health. 2015. Vol. 63. № 6. Р. 403-408.
- Перминова М.С. Специфика формирования социальной активности молодежи в условиях волонтерской деятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2016. Т. 16. № 1. С. 22-25.
- Певная М.В. Студенческое волонтерство: особенности деятельности и мотивации // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 81-88.
- Ильюшкин В.В. Социальный стереотип как концентрированное выражение социальной установки // Вестник науки и образования. 2015. № 1. С. 87-92.
- Ульянова Е.В. Социально-культурные векторы развития волонтерской деятельности в современном российском обществе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 6. С. 127-131.
- Строкова Е.Е., Строков Е.С. Социально-психологические установки, коммуникативные и организаторские склонности студентов - волонтеров // Евразийское научное объединение. 2015. Т. 2. № 11. С. 141-143.
- Хаджиалиев К.И., Айгубов Л.С. Роль волонтерской деятельности в воспитании социальной активности молодежи // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015. № 3. С. 69-75.
- Кретова У.П. Психологические особенности мотивационно-смысловой сферы лиц, включенных в волонтерскую деятельность // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2015. № 1. С. 44-54.
- Ильин Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. СПб.: Питер, 2013. 304 с.
- Дергачева О.Е., Дорфман Л.Я., Леонтьев Д.А. Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2008. № 3. С. 91-106.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт психотерапии, 2002. 362 с.
- Руслякова Е.Е., Разумова Е.М., Шпоковская Е.Ю. Социально-психологические аспекты волонтерской деятельности студентов-психологов // Перспективы науки и образования. 2019. № 1. С. 301-315.