ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальные тренды общества подчеркивают значимость формирования особой группы компетенций человека, обеспечивающих общую эффективность деятельности в условиях глобальной и интенсивной коммуникации. Возможность ориентироваться в мире собственных эмоциональных состояний и переживаниях партнера – одна из ключевых способностей, относящихся к так называемым “soft skills” («мягким навыкам»). В психологических исследованиях она получила название эмоционального интеллекта и описывается как способность, которую возможно совершенствовать уже с дошкольного возраста.

В статье рассмотрен комплекс параметров эмоционального интеллекта (эмоциональный праксис, перцептивный и языковой компоненты, а также смысловая и регулятивная составляющие), описаны их характерные особенности у детей 5–7 лет. Автор подчеркивает противоречия и ограничения, существующие в научной характеристике эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, и предлагает расширенный вариант показателей эмоционального интеллекта с включением элементарного эмоционального праксиса, идентификации и соотнесения мультимодальных признаков эмоции. Для эмпирической оценки выделенных параметров был разработан и апробирован диагностический комплекс, который предоставляет широкий диапазон сведений и дает возможность выявлять актуальный уровень развития исследуемого феномена. Результаты эмпирического исследования позволяют делать выводы о неравномерности становления компонентов эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте, рассматривать сформированность элементарного эмоционального праксиса и перцептивных процессов как базовых для становления способности к пониманию и регуляции переживаний при условии освоения ребенком языка эмоций. Дальнейшие исследования автор связывает с возможностью оптимизации показателей эмоционального интеллекта через создание системы специальных психолого-педагогических условий в дошкольной образовательной организации.

Об авторах

О. А. Токарева

Кемеровский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: Olga.76@outlook.com

аспирант кафедры психологических наук социально-психологического института

Россия

Список литературы

  1. Schutte N.S., Malouff J.M. Comment on Developments in Trait Emotional Intelligence Research: A Broad Perspective on Trait Emotional Intelligence // Emotion Review. 2016. Vol. 8. № 4. P. 343-344.
  2. Тавстуха О.Г., Шавшаева Л.Ю. Некоторые аспекты формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 12-1. С. 211-215.
  3. Climie E.A., Saklofske D.H., Mastoras S.M., Schwean V.L. Trait and Ability Emotional Intelligence in Children With ADHD // Journal of Attention Disorders. 2019. Vol. 23. № 13. Р. 1667-1674.
  4. Токарева О.А., Серый А.В., Федоров А.И. Теоретико-методологические проблемы исследования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 3. С. 129-139.
  5. Изотова Е.И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников // Мир психологии. 2015. № 1. С. 65-76.
  6. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.
  7. Вансяцкая Е.А. Эмоциональная сфера детей в ракурсе интерсубъективности // Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 8. № 2. С. 115-117.
  8. Scherek K.R., Ellgring H. Multimodal expression of emotion: Affect programs or componential appraisal patterns // Emotion. 2007. Vol. 7. № 1. P. 158-171.
  9. Дмитриева Е.С., Андерсон М.Н., Гельман В.Я. Сравнительное исследование зрительного и слухового восприятия эмоций детьми младшего школьного возраста // Экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 1. С. 38-52.
  10. Батюта М.Б., Семенова Е.А. Исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-4. С. 247-254.
  11. Маланов С.В. Развитие у детей в раннем детстве и дошкольном возрасте ориентировки в эмоциональных состояниях на основе овладения способами использования языковых средств // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 2. С. 57-67.
  12. Лаптева Ю.А. Возрастная изменчивость показателей эмоционального развития детей в период дошкольного возраста // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 9-10. С. 19-25.
  13. Карелина И.О. Развитие понимания эмоций в период дошкольного детства: психологический ракурс. Прага: Sociosféra-CZ, 2017. 178 с.
  14. Boyd J., Barnett W.S., Bodrova E., Leong D.J., Gomby D. Promoting Children’s Social and Emotional Development Through Preschool Education // Preschool policy brief. 2005. № 1. P. 1-21.
  15. Афонькина Ю.А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2014. № 4. С. 6-17.
  16. Савенков А.И., Савенкова Т.Д. Диагностика базовых параметров эмоционального интеллекта и социальной компетентности дошкольников // Детский сад от А до Я. 2017. № 3. С. 39-44.
  17. Микляева Н.В., Тихонова О.А. Групповая экспресс-диагностика компонентов эмоционального интеллекта у старших дошкольников с ОНР // Инклюзия в образовании. 2018. Т. 3. № 3-4. С. 68-76.
  18. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. М.: Айрис-Пресс, 2004. 160 с.
  19. Шалаева Т.И. Использование методики исследования социального интеллекта в профконсультировании. Саратов: Поволж. межрегион. учеб. центр, 2000. 49 с.
  20. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0). М.: Институт психологии РАН, 2010. 176 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах