ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ И ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
- Авторы: Чапала Т.В.1, Шакова Г.А.1
-
Учреждения:
- Тольяттинский государственный университет
- Выпуск: № 1 (2020)
- Страницы: 61-66
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/73
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-1-61-66
- ID: 73
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Процент младших школьников, имеющих трудности в овладении учебной программой, достаточно высок. Такие дети подвержены стрессу и уязвимы, их адаптивные механизмы дестабилизируются, формируются невротические черты личности, негативное отношение к школе и обучению. В процессе учебной деятельности уровень нагрузки и напряженности увеличивается, что, в свою очередь, приводит к истощению, снижению самооценки, повышению уровня тревожности ребенка в ситуации опроса и выполнения школьных и домашних заданий. Своевременное оказание помощи таким детям значительно снизит риск формирования негативных последствий. Цель исследования – анализ особенностей развития сенсомоторной сферы и высших психических функций младших школьников, имеющих трудности в обучении. Исследование проводилось на базе школ г. Москвы. В нем принимали участие 84 человека – учащиеся 2-х и 3-х классов в возрасте 8–9 лет. В процессе исследования произведена оценка уровня сенсомоторного развития, произвольного внимания, слухоречевой и зрительной памяти, а также уровня тревожности двух групп школьников, в одной из которых дети, имеющие сложности в обучении. Представлены результаты исследования особенностей взаимосвязи параметров сенсомоторного развития, высших психических функций и тревожности в каждой из групп, даны рекомендации по коррекционно-развивающей деятельности, включающие упражнения с использованием простых и доступных материалов. В результате анализа данных исследования выявлена взаимосвязь сенсомоторного развития и исследуемых психических функций только у школьников, имеющих сложности в обучении. У успевающих школьников исследуемые параметры относительно независимы.
Об авторах
Т. В. Чапала
Тольяттинский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: cha_psy@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология», медицинский психолог
РоссияГ. А. Шакова
Тольяттинский государственный университет
Email: shakovaga@mail.ru
магистрант кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология»
РоссияСписок литературы
- Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. СПб.: Питер, 2008. 256 с.
- Ефимова И.В. Амбидекстеры. Нейропсихология индивидуальных различий. М.: Каро, 2019. 160 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
- Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста: книга для воспитателей детского сада и родителей. М.: Просвещение, 1996. 112 с.
- Монтессори М. Впитывающий разум ребенка. 5-е изд. СПб.: Береста, 2016. 318 с.
- Tiruneh F., Shindie S. Attention Deficit Hyper Activity Disorder in Children. USA: Springer Link, 2017. 56 р.
- Alloway T.P., Gathercole S.E. Working Memory and Neurodevelopmental Disorders. London: Taylor Francis Ltd, 2015 320 p.
- Rourke B.P., Fisk J.L., Strand J.D. Neuropsychological assessment of children. A treatment-oriented approach. New York: Oxford University press, 1986. 285 р.
- Пирмагомедова Э.А., Нагиева А.Т., Сулейманова Г.К. Формирование самооценки детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на ее развитие // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2. С. 110-113.
- Черникова Т. Деятельностный подход к обучению. Saarbucken: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. 328 c.
- Выготский Л. Мышление и речь. СПб.: Питер, 2019. 432 с.
- Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. М.: Московский психолого-социальный университет, 2016. 425 с.
- Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. М.: Секачев, 2017. 132 с.
- Sparrow E.P., Erhardt D. Essentials of ADHD assessment for children and adolescents. USA: John Wiley & Sons, 2015. 304 p.
- Глозман Ж.М. Детская нейропсихология. Saarbucken: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. 252 c.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2010. 385 с.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методические рекомендации к «Диагностическому альбому для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст». М.: Айрос Пресс, 2005. 60 с.
- Ахутина Т.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет. М.: Секачев, 2018. 278 с.
- Малахова А.Н. Диагностика и коррекция тревожности и страхов у детей. М.: Детство-Пресс, 2016. 208 с.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Генезис, 2018. 474 с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.: Юрайт, 2019. 161 с.