НАПРАВЛЕННОСТЬ И СПЕЦИФИКА ВРЕМЕННОЙ ТРАНССПЕКТИВЫ В СВЯЗИ С ИНТЕНСИВНОСТЬЮ КРИЗИСНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Направленность временной трансспективы характеризует отношение к себе во времени, она связана с переживаниями кризиса. Отношение ко времени выступает в качестве одного из элементов Я-концепции личности. Для юношеского возраста возрастными задачами являются обретение профессиональной и личностной идентичности развития в процессе проживания последовательных фаз. Показано, что для каждой фазы кризиса идентичности характерна определенная временная направленность. Проверялась гипотеза об изменении интенсивности переживаний и направленности временной трансспективы в дебюте, апогее кризиса и фазе выхода из кризиса. В предкритической стадии кризиса для личности характерна низкая интенсивность переживаний, для собственно критической – высокая. В связи с различными статусами идентичности и разной интенсивностью переживаний (высокой и низкой) в кризисе будет отмечаться определенная временная ориентация.

В исследовании приняли участие 222 студента первого курса города Новосибирска. Средний возраст участников исследования составил 18,3±1,1 года, из них 56 юношей и 166 девушек. Результаты исследования свидетельствуют, что у студентов с высокой интенсивностью кризисных переживаний достоверно чаще встречается ориентация на «негативное прошлое», «фаталистическое настоящее» и «гедонистическое настоящее». Респондентам с низкой интенсивностью кризисных переживаний более свойственна ориентация на «будущее». Стоит отметить, что направленность в будущее не всегда является положительным аспектом при проживании кризиса. Так, она может свидетельствовать о формировании предрешенной идентичности, то есть о принятии идентичности без прохождения всех этапов кризиса. Поскольку кризис юношеского возраста является нормативным явлением, то несвоевременное его проживание может приводить к тому, что задачи, не реализованные в кризисном периоде юности, личность вынуждена разрешать в более позднем возрасте.

Об авторах

И. А. Курусь

Новосибирский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: irina_kurus@rambler.ru

старший преподаватель кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии

Россия

Е. Л. Солдатова

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: elena.l.soldatova@gmail.com

доктор психологических наук, профессор, профессор факультета психологии

Россия

Список литературы

  1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006. 341 с.
  2. Marcia J.E. The Ego Identity Status Approach to Ego Identity // Ego Identity. New York: Springer-Verlag, 1993. P. 3-21.
  3. Солдатова Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости. Челябинск: ЮУрГУ, 2007. 267 с.
  4. Молярова А.П. Сравнительная характеристика адаптивных ресурсов и временной перспективы у будущих врачей и психологов // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 2. С. 1-6.
  5. Ковалев В.И. Особенности личностной интеграции времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995. С. 179-184.
  6. Веденеева Е.В., Забелина Е.В. Модель психологического времени личности, включенной в процесс глобализации (на материале исследования студентов) // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 5. С. 166-177.
  7. Трофимова Е.Л., Геранюшкина Г.П., Малахаева С.К. Особенности временной перспективы подростков с ограниченными возможностями здоровья // Baikal research journal. 2019. Т. 10. № 4. С. 6-16.
  8. Манукян В.Р. Нормативные кризисы развития в период взрослости // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2010. № 1. С. 39-45.
  9. Манукян В.Р. Психологическое содержание и факторы возникновения кризиса профессионального развития у студентов вуза // Психологическая наука и образование. 2011. Т. 16. № 4. С. 109-117.
  10. Ральникова И.А. Жизненные перспективы студентов-первокурсников // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 34-2. С. 33-37.
  11. Белогай К.Н., Морозова И.С., Медовикова Е.А., Сахарчук Н.Ю., Тупикина Г.Г. Особенности временной перспективы личности студентов с различным уровнем осознанной саморегуляции на этапах обучения в вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 5. С. 57-72.
  12. Яницкий М.С., Серый А.В., Браун О.А., Балабащук Р.О. Ценностно-смысловая направленность и социокультурные детерминанты образа собственного будущего студенческой молодежи // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2019. Т. 30. С. 92-103.
  13. Battegay R. Das Ich - Abwehrmechanismen und Coping // Zeitschrift für Psychosomatische Medizin und Psychoanalyse. 1989. Vol. 35. № 3. P. 220-240.
  14. Зайцева Ю.Е. Время смысла: нарративный модус временной перспективы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8. № 1. С. 16-33.
  15. Захарова А.Ю., Трусова А.В. Временная перспектива личности при аффективных расстройствах: обзор научных исследований // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019. Т. 16. № 3. С. 435-450.
  16. Бухарина А.Ю., Толстых Н.Н. Временная перспектива и временная компетентность как факторы учебной мотивации // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 2. С. 36-48.
  17. Сырцова А., Соколова Е.Т., Митина О.В. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 85-106.
  18. Пантелеева В.В., Куприянов С.Н. Взаимосвязь временной перспективы с уровнем личностной и ситуативной тревожности // Научен Вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 1. С. 63-65.
  19. Шиповская В.В., Гусейнов А.Ш. Темпоральные аспекты деструктивной субъективной активности личности // Казанский психологический журнал. 2019. № 2. С. 175-180.
  20. Болотова А.К., Хачатурова М.Р. Человек и время в ситуациях выбора совладающего поведения // Культурно-историческая психология. 2012. № 1. С. 69-76.
  21. Гут Ю.Н., Кабардов М.К. Особенности временной перспективы личности на этапе профессионального самоопределения // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. Т. 5. № 3. С. 85-97.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах