ВЗАИМОСВЯЗЬ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ МОЛОДЕЖИ
- Авторы: Фоминых Е.С.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный педагогический университет
- Выпуск: № 2 (2020)
- Страницы: 55-59
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/81
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-2-55-59
- ID: 81
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлен анализ результатов экспериментального исследования взаимосвязи показателей самоэффективности и параметров жизненной позиции личности, проведенного среди учащихся ФГБОУ ВО «ОГПУ» г. Оренбурга. Психодиагностический комплекс составили стандартизированные методики: «Шкала самоэффективности» (Р. Шварцер, М. Ерусалем; адаптация В. Ромека), «Опросник жизненной позиции личности (ЖПЛ)» (Д.А. Леонтьев, А.Е. Шильманская). В ходе экспериментального исследования оценивался уровень самоэффективности молодежи, а также отношение к собственной жизни через выраженность параметров гармонии, осознанности (рефлексивности) и активности. Проверка взаимосвязи между заявленными параметрами на основе коэффициента контингенции Пирсона выявила наличие связи между самоэффективностью и гармонией, а также между самоэффективностью и осознанностью (p≤0,01), в то время как связь с активностью статистически не подтвердилась. Коэффициент взаимной сопряженности Пирсона – Чупрова позволил установить наличие сильной связи между обозначенными параметрами. Анализ результатов исследования показал, что субъективная оценка собственной эффективности – это психологическая предпосылка, позволяющая определить пространство и масштабы жизненного самоопределения личности, спроектировать жизненные перспективы и ориентиры преобразований. Снижение показателей субъективной оценки своего потенциала и ресурсов у испытуемых выступает в качестве ограничивающей когнитивной установки, блокирующей возможность выбора аутеничного и значимого для личности направления развития и реализации жизненных планов. Данные условия закладывают контур для построения упрощенного, стереотипизированного субъективного образа будущего, лишенного ресурса для эффективного преодоления ежедневных вызовов современности. Своеобразным психологическим результатом этого является ощущение субъективного неблагополучия, дисгармония между личностью и окружающей реальностью.
Об авторах
Е. С. Фоминых
Оренбургский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: fominyh.yekaterina@yandex.ru
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной психологии
РоссияСписок литературы
- Bandura A. Self-Efficacy: Toward a Unifying Theory of Behavioral Change // Psychological Review. 1977. Vol. 84. № 2. P. 191-215.
- Bandura A. Self-efficacy: The exercise of control. New York: Freeman,1997. 604 p.
- КапрараДж.В. Психология личности. СПб.: Питер, 2003. 640 с.
- Лощакова А.Б. О содержании и соотношении понятий «Личная эффективность» и «Самоэффективность» в психологической науке // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. Т. 5. № 2. С. 54-63.
- Никитская М.Г., Толстых Н.Н. Зарубежные исследования учебной мотивации: XXI век // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 2. С. 100-113.
- Zimmerman B.J. Self-efficacy and educational development // Self-efficacy in changing societies. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. P. 202-231.
- Собкин В.С., Фомиченко А.С. Самоэффективность учителя и учебная деятельность учащихся (по материалам зарубежных публикаций) // Человек и образование. 2017. № 4. С. 176-183.
- Артемова Н.Ю., Власов А.В. Современные технологии и самоэффективность: формирование профессиональной успешности в современных условиях // Креативная экономика. 2018. Т. 12. № 9. С. 1429-1440.
- Stajkovic A.D., Luthans F. Self-efficacy and work-related performance: A meta-analysis // Psychological Bulletin. 1998.Vol. 124. № 2. P. 240-261.
- Рогов Е.С. Самоэффективность как фактор профессионализации студентов-гуманитариев // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2016. № 8. С. 71-78.
- Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование. www.psyedu.ru. 2015. Т. 7. № 3. С. 1-11.
- Дунаева О.Н. Гендерный ресурс общества: супружество и родительство // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2016. Т. 2. № 4. С. 38-49.
- Ерзин А.И., Епанчинцева Г.А. Cамоэффективность, проактивность и жизнестойкость в обучении (влияние на академические интересы и достижения студентов) // Современное образование. 2016. № 2. С. 65-83.
- Уманская И.А., Голубев В.В. Самоэффективность и совладающее поведение студентов в период обучения в вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 1. С. 118-123.
- Граур М.В. Исследования академической адаптации как сложной открытой системы // Педагогика и психология образования. 2017. № 2. С. 34-40.
- Игнатова В.В., Пасечкина Т.Н. Становление самоэффективности обучающихся вуза: проблемный анализ // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-10. С. 46-52.
- Поливанова К.Н., Вопилова И.Е., Козьмина Я.Я., Нисская А.К., Сивак Е.В. Самоэффективность как содержательная основа образовательных программ для родителей // Вопросы образования. 2015. № 4. С. 184-200.
- Jerusalem M., Schwarzer R. Self-efficacy as a resource factor in stress appraisal processes // Self-efficacy: Thought control of action. Washington: Hemisphere, 1992. P. 195-213.
- Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема // Иностранная психология. 1996. № 7. С. 71-76.
- Леонтьев Д.А., Шильманская А.Е. Жизненная позиция личности: от теории к операционализации // Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 90-100.