ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
- Авторы: Виданова Е.А.1
-
Учреждения:
- Кубанский государственный университет
- Выпуск: № 4 (2020)
- Страницы: 7-14
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/90
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-4-7-14
- ID: 90
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается роль учебно-творческой работы над иллюстрацией в процессе профессиональной подготовки будущего преподавателя художественно-творческих дисциплин (художника-педагога) как интегративного компонента учебной и педагогической деятельности (профессиональной подготовки). Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью потенциала обучения иллюстрированию в рамках профессиональной подготовки будущих преподавателей. Интеграция учебной и профессиональной деятельности рассматривается в нескольких аспектах, что позволяет определить суть и выделить важные элементы данного процесса. В каждом аспекте интеграции акцентируются функциональные компоненты деятельности преподавателя, направленные на формирование общепрофессиональных или профессиональных компетенций или их частей. При этом учебно-творческая работа над иллюстрацией рассматривается как целостный процесс, где все элементы взаимозависимы. Особенностью предлагаемого подхода к обучению иллюстрированию как интегративному компоненту профессиональной подготовки будущих преподавателей является систематизация и совершенствование на практике комплекса знаний, умений и опыта деятельности, полученного в процессе изучения дисциплин профессиональной и общей подготовки на протяжении всего периода обучения. Учебно-творческая работа над иллюстрацией расширяет педагогический инструментарий студента, необходимый в будущей педагогической практике как для развития художественно-творческих способностей, так и для эстетического воспитания обучающихся. Будущий преподаватель, увлекаясь иллюстрацией сначала как учебной дисциплиной, в дальнейшем способен реализовывать это направление в своей самостоятельной творческой деятельности, что может быть примером профессионального самосовершенствования. Исследование основывается на изучении результатов учебно-творческой работы студентов 4-го курса художественно-графического факультета Кубанского государственного университета, выполняемой по дисциплине «Художественная графика», и дальнейшем наблюдении, организованном во время педагогической практики.
Об авторах
Е. А. Виданова
Кубанский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: vidanova.elena@yandex.ru
старший преподаватель кафедры графики, председатель УМК, заместитель декана по учебной работе
РоссияСписок литературы
- Зябкина Л.В., Зябкина Н.Г., Мозгот В.Г. Формирование у студентов навыков в выборе объекта иллюстрирования // Новые технологии. 2006. № 1. С. 13-16.
- Благирева Е.Н. О развитии образования в контексте современных экономических вызовов // Художественное образование и наука. 2014. № 1. С. 123-126.
- Харченко А.А., Саяпина Е.И. Проблемы развития творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов // Мир науки. 2017. Т. 5. № 2. С. 50-57.
- Машарова Т.В., Щенникова С.В. Интегративный подход в подготовке будущего педагога к творческой деятельности // Интеграция образования. 2003. № 4. С. 81-84.
- Шакирова М.Г. Условия художественно-творческого развития будущего педагога-художника в процессе профессиональной подготовки в вузе // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 2. С. 73-78.
- Виданова Е.А., Гаврилов О.М. Работа над иллюстрацией как основа развития профессиональных навыков студентов Художественно-графического факультета // Мир науки. 2016. Т. 4. № 6. С. 45-52.
- Барциц Р.Ч. Графическая композиция и специфика иллюстрирования книги // Право и практика. 2015. № 4. С. 135-141.
- Черкесова К.И., Черкесова Е.И. О роли иллюстраций в литературных произведениях как средства обучения // Вопросы педагогики. 2019. № 9-1. С. 148-150.
- Чернышева Е.И., Дахин Д.В., Брехова А.В. Формирование профессиональных компетенций магистрантов педагогического вуза в процессе практико-ориентированного обучения // Перспективы науки и образования. 2020. № 5. С. 88-101.
- Зинченко В.П., Зинченко Н.В., Филиппова Л.С. Развитие творческих способностей в учебном рисунке // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 146-150.
- Виданова Е.А. Обучение иллюстрации как средство развития творческого мышления художников-педагогов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25. № 1. С. 169-172.
- Бедерханова В.П., Остапенко А.А., Ткач Д.С., Хагуров Т.А., Кузьмина Н.В., Мазниченко М.А., Тюнников Ю.С., Касатиков А.А., Янковская Н.А. Педагогическая система: теория, история, развитие. М.: Народное образование, 2014. 128 с.
- Наговицын Р.С., Голубева И.А. Формирование коммуникативных компетенций у будущего педагога в студенческом научном обществе // Интеграция образования. 2019. Т. 23. № 1. С. 66-84.
- Варданян В.А., Хомякова И.В., Зобова И.О. Формирование готовности обучающихся к созданию художественного образа в процессе выполнения сюжетно-тематической композиции // Перспективы науки и образования. 2020. № 4. С. 283-298.
- Алексеева В.В. Эстетическое и художественное воспитание (проблемы современного образования) // Художественное образование и наука. 2016. № 2. С. 26-32.
- Куприна Н.Г., Нечаева Т.Б. Художественный образ как воспитательное средство народной педагогики // Образование и наука. 2009. № 4. С. 92-100.
- Коробко Ю.В. Живопись в профессиональной подготовке художников-педагогов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 365-371.
- Щетинин И.Д. Формирование художественного мышления средствами иллюстрации // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 269-271.
- Остапенко А.А. Полнота педагогических позиций: от родителя до духовника. (Очередные заметки на полях книг и статей В.И. Слободчикова) // Воспитание школьников. 2020. № 4. С. 63-67.
- Сажина Н.М. Информационно-образовательные технологии в контексте концепции личностно-развивающего обучения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 87-94.