ОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ НА СЕМЬЮ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ДЕТСТВОМ РОДИТЕЛЕЙ
- Авторы: Дыбина О.В.1
-
Учреждения:
- Тольяттинский государственный университет
- Выпуск: № 4 (2020)
- Страницы: 15-19
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/91
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-4-15-19
- ID: 91
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В практике дошкольного образования недостаточно показана система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с детством родителей, недооценивается результативность данного процесса, его влияние на формирование семейных ценностей, желание подражать родителям как образцам-ориентирам в поведении и действиях. В статье раскрывается проблема ориентации дошкольников на семью в процессе ознакомления детей с детством родителей. Актуальность работы обосновывается процессом обновления подходов к организации взаимодействия воспитателей детского сада с семьей, формированию ценностного отношения к семье. Исследование показывает, что взрослые члены семьи и дети дошкольного возраста не владеют достаточными сведениями друг о друге. Дети затрудняются назвать профессии своих родителей, не всегда проявляют стремление рассказать о своей семье. Всё это говорит об утрате связей между поколениями и, как следствие, недостаточно сформированных представлениях о семье у детей, об утрате восприятия семьи как ценности, о слабых эмоциональных связях между родителями и детьми. По результатам проведенного исследования установлено, что ориентация дошкольников на семью возможна в процессе ознакомления с членами семьи, в нашем случае с родителями, их детством. Особое внимание уделяется раскрытию ярких событий из детства родителей, их отношений с членами своей семьи, важных моментов из их жизни. В процессе ознакомления дошкольников с детством родителей у детей появляется чувство гордости за свой род, проявляется интерес к своей семье как носителю семейных традиций.
Об авторах
О. В. Дыбина
Тольяттинский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: dybinaov@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Дошкольная педагогика, прикладная психология»
РоссияСписок литературы
- Буланова Д.Д. Формирование принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. С. 189-192.
- Гладкова Ю.А. Педагог и семья // Дошкольное воспитание. 2008. № 4. С. 103-110.
- Дыбина О.В., Шнайдер Р.Е. Приобщение детей к истокам семьи посредством семейного музея // Детский сад от А до Я. 2007. № 6. С. 124-129.
- Дыбина О.В., Щеглова А.Е. Воспитание уважения к старшим у детей 6-7 лет в условиях семьи и дошкольной образовательной организации // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 12. С. 136-140.
- Клопотова Е.Е. Особенности ценностных ориентаций современных дошкольников // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 1. С. 96-105.
- Тагоева М.Д. Сущность и компоненты взаимодействия семьи и дошкольных учреждений в воспитании ребёнка // Вестник таджикского национального университета. 2018. № 4. С. 224-229.
- Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1985. № 4. С. 10-20.
- Piotrowska M. Contemporary Parenthood. The Meaning of Mother and Father in the Child’s Life // Wychowanie w Rodzinie. 2014. № 2. Р. 385-398.
- Кугдарова А.В., Андросова М.И. Актуальные проблемы семейного воспитания // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т26. С. 71-74.
- Рашковский Е.Б. Феномен семьи (междисциплинарные заметки) // Вопросы философии. 2010. № 10. С. 27-37.
- Коваленко А.В. Философия семьи: некоторые методологические аспекты // Философия права. 2012. № 6. С. 116-120.
- Пешина Е.В. Семья как объект изучения социально-гуманитарных наук: проблема определения понятия // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2019. № 1. С. 159-166.
- Медков В.М. Социологические проблемы демографического прогнозирования: российская семья на рубеже столетий // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2002. № 1. С. 57-76.
- Беляев В.И. Семейное воспитание: основы отечественной теории // Мир образования - образование в мире. 2007. № 3. С. 80-99.
- Беляев А.Б. Традиционные семейные ценности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 11. С. 170-175.
- Игебаева Ф.А. Роль семьи в системе воспитания подрастающего поколения // Социально-политические науки. 2016. № 1. С. 47-49.
- Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. 1992. № 3-4. С. 24-33.
- Торопыгина М.В. Глобализация и российский институт семьи // Философия и культура. 2008. № 7. С. 146-156.
- Плотникова Е.Е., Быстрова Н.В., Лисина Е.И. Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного потенциала семьи // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 188-191.
- Дыбина О.В. Исследование проблемы формирования у старших дошкольников отношения к творческому началу в личности взрослого человека (на материале ознакомления с предметным миром) // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2018. № 1. С. 36-42.