ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ» КАК ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
- Авторы: Ермишина Е.Ю.1, Бородулина Т.В.1, Наронова Н.А.1, Белоконова Н.А.1, Бадьина Т.А.2
-
Учреждения:
- Уральский государственный медицинский университет
- Уральский государственный горный университет
- Выпуск: № 4 (2020)
- Страницы: 20-28
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/92
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-4-20-28
- ID: 92
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В условиях изменившейся ситуации и реализации дистанционного обучения актуализируется проблема организации самостоятельной работы студентов (СРС). В статье проанализирована значимость наличия элективного курса «Экологическая химия», преподаваемого во втором семестре, в становлении СРС студентов 1–2-го курсов педиатрического факультета Уральского государственного медицинского университета. Проведен анализ эффективности изучения данной дисциплины в связке с другими химическими дисциплинами: «Химия» – первый семестр и «Клинические аспекты физической и коллоидной химии» – третий семестр. Изучение данных дисциплин соответствует реализации трех этапов становления СРС: пропедевтического, практико-деятельностного и учебно-исследовательского. Проанализированы результаты анкетирования и успеваемости на втором и третьем этапах. Проведен сравнительный мониторинг эффективности дистанционных образовательных технологий, используемых в процессе преподавания элективного курса «Экологическая химия». Подготовленность дисциплины «Экологическая химия» к дистанционному обучению позволила весной 2020 года быстро организовать СРС с проведением лабораторных работ на удаленном доступе. Исследование показало, что пропуск промежуточного практико-деятельностного этапа, обычно посещаемого 30–40 % первокурсников, ведет к слабой подготовке студентов 1-го курса педиатрического факультета и неумению правильно выразить себя на учебно-исследовательском этапе. Каждый этап организации СРС направлен на поступательное формирование определенных компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций и трудовых действий в соответствии с профессиональным стандартом 02.008 «Врач-педиатр участковый». СРС студентов, организованная с применением новых информационных технологий, на втором, практико-деятельностном этапе способствует росту интереса студентов к самостоятельной познавательной активности, повышению успеваемости.
Ключевые слова
Об авторах
Е. Ю. Ермишина
Уральский государственный медицинский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: ermishina.e.yu@mail.ru
кандидат химических наук, доцент, доцент кафедры общей химии
РоссияТ. В. Бородулина
Уральский государственный медицинский университет
Email: tborodulina@mail.ru
доктор медицинских наук, доцент, проректор по образовательной деятельности
РоссияН. А. Наронова
Уральский государственный медицинский университет
Email: edinstvennaya@inbox.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей химии
РоссияН. А. Белоконова
Уральский государственный медицинский университет
Email: beloconova@usma.ru
доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой общей химии
РоссияТ. А. Бадьина
Уральский государственный горный университет
Email: tsiganova32@yandex.ru
старший преподаватель кафедры геологии и защиты в чрезвычайных ситуациях
РоссияСписок литературы
- Гавронская Ю.Ю., Мызникова А.В. Изучение эффективности методики организации самостоятельной работы по химии первокурсников военно-медицинского вуза на основе компетентностного подхода // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018. № 190. С. 124-133.
- Пак Ю.Н., Шильникова И.О., Пак Д.Ю. Самостоятельная работа студента в условиях ГОС нового поколения // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 138-144.
- Филинюк О.В., Буйнова Л.Н., Калачева Т.П., Колоколова О.В., Кабанец Н.Н., Янова Г.В. Реализация программ повышения квалификации по фтизиатрии с применением образовательных дистанционных технологий в системе дополнительного профессионального образования // Туберкулез и болезни легких. 2019. Т. 97. № 4. С. 41-46.
- Авачева Т.Г., Кадырова Э.А. Формирование информационных компетенций студентов медицинского университета с применением технологий электронного обучения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018. № 2. С. 102-111.
- Реунова М.А. Аксиологический аспект самоорганизации времени студента университета // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2. С. 237-242.
- Кунцевич З.С., Хейдоров В.П. Организация контролируемой самостоятельной работы студентов фармацевтического факультета по дисциплине «Общая и неорганическая химия» // Вестник фармации. 2011. № 1. С. 70-75.
- Литвинова Т.Н., Юдина Т.Г. Подготовка студентов медицинского вуза по химии - необходимое условие качественного образования будущего врача // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 3. С. 347-351.
- Передерина И.А., Тверякова Е.Н., Мирошниченко Ю.Ю., Дрыгунова Л.А., Зыкова М.В., Жолобова Г.А., Голубина О.А. Интегративно-модульная технология обучения общей химии // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 1. С. 282-286.
- Турланова М.Б., Жунусова Г.Т. Дистанционная организация самостоятельной работы по биостатистике в медицинском вузе // Медицина и экология. 2019. № 2. С. 72-74.
- Иванов Д.О., Алекандрович Ю.С., Орел В.И., Эсауленко Е.В., Новак К.Е., Дитковская Л.В., Басина В.В. Пандемия коронавирусной инфекции: вызов высшему медицинскому образованию и реагирование // Педиатр. 2020. Т. 11. № 3. С. 5-12.
- Мельцер Р.И., Островский А.Г., Недбайлик С.Р. Первый опыт дистанционного обучения в условиях карантина на клинической кафедре медицинского вуза // International Journal of Professional Science. 2020. № 5. С. 24-28.
- Макаров С.И., Севастьянова С.А., Уфимцева Л.И. Когнитивная коррекция в вузе на основе использования электронных образовательных ресурсов // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 4. С. 234-238.
- Стихова А.М. Методическая система обучения химии в вузе на основе самостоятельной работы студентов в аспекте взаимосвязи интегративного и дифференцированного подходов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 7. С. 96-102.
- Белоконова Н.А., Наронова Н.А., Чемезов С.А., Иванова Н.В. Опыт использования информационных технологий в процессе обучения на кафедре общей химии Уральского государственного медицинского университета // Педагогическое образование в России. 2017. № 9. С. 46-51.
- Григоренко С.Е., Сагалаева И.В., Фисунова Н.В. Online-занятие как одна из форм дистанционного обучения иностранному языку в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5. С. 156-163.
- Ефанова Л.Д. О диалектическом единстве управляемой и самостоятельной работы студентов в вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 2-1. С.191-194.
- Моисеева Л.В., Белоконова Н.А., Ермишина Е.Ю., Бадьина Т.А., Даулетова С. Эффективность дистанционной образовательной технологии изучения дисциплины «Экологическая химия» студентами медицинского вуза // Педагогическое образование в России. 2020. № 4. С. 121-128.
- Омелаенко Н.В. Методика и организация самостоятельной работы студентов // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2-3. С. 538-542.
- Мызникова А.В. Самостоятельная работа по химии курсантов медицинских специальностей военного вуза // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2016. № 181. С. 61-66.
- Гринченко Е.Л., Миндубаева З.А., Шалыгин С.П., Курдуманова О.И., Гилязова И.Б., Жарких Л.А. Роль медиаобразования при обучении химии в медицинском вузе // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3. С. 25-27.