О ПРАВОСЛАВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
- Авторы: Комашинская Т.С.1
-
Учреждения:
- Дальневосточный федеральный университет, филиал в г. Уссурийске (Школа педагогики)
- Выпуск: № 4 (2020)
- Страницы: 35-42
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/94
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-4-35-42
- ID: 94
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность исследования в научно-теоретическом плане обусловлена необходимостью теоретико-педагогического определения содержания новой социально-педагогической реальности, сформировавшейся в связи с изменением места и статуса религии в общественном сознании. Актуальность обращения к православию в практическом плане связана с поиском путей духовного возрождения России, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. В работе анализируются статистические данные, иллюстрирующие динамику отношения россиян к православию. Рассмотрена нормативно-правовая база православного образования. Обсуждается структура православного образования в современной России. Описаны начальная, средняя, профессиональная и научная ступени подготовки в православном образовании. Для каждой ступени образования приведены характерные формы обучения. Показано, что православное образование использует как традиционные, так и современные методы и технологии. При этом самообразование является актуальным и необходимым на всех ступенях православного образования. Основные проблемы, стоящие перед православным образованием, связаны с повышением качества православного образования, совершенствованием форм и методов образования, уровнем подготовки высококвалифицированных специалистов для религиозных организаций, преподавателей средней и высшей школы, специалистов в сфере межрелигиозных и церковно-государственных отношений. Одной из основных проблем на каждой ступени образования является конкретизация содержания образования, а также выбор оптимальных способов оценки и контроля усвоения пройденного материала. Автор приходит к выводу, что у жителей России имеется возможность получить православное образование в любом возрасте, с использованием различных форм и методов обучения.
Об авторах
Т. С. Комашинская
Дальневосточный федеральный университет, филиал в г. Уссурийске (Школа педагогики)
Автор, ответственный за переписку.
Email: komashinskaia.ts@dvfu.ru
кандидат физико-математических наук, доцент
РоссияСписок литературы
- Ефремова У.П. Учебно-воспитательная работа в церковно-приходских школах Урала в конце XIX - начале XX века // Вестник Пермского университета. История. 2014. № 1. С. 135-145.
- Конюхов Д.А. Православное образование в России после 1917 г. и в СССР // Человек и образование. 2011. № 2. С. 50-54.
- Комашинская Т.С., Цуркан Г.П. Об образовании в воскресных школах России // Образование и наука. 2016. № 10. С. 151-169.
- Поповкина Г.С. Религиозное образование на юге Дальнего Востока России в постсоветский период // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 9. С. 144-163.
- Налётова Н.Ю. Тенденции развития православного образования в России (X - начало XXI вв.) // Нива Господня. Вестник Пензенской Духовной Семинарии. 2017. № 4. С. 65-73.
- Лескин Д. Государственно-церковное взаимодействие в области образования: опыт Самарского региона // Казачество. 2019. № 37. С. 8-15.
- Становская Т.А. Православное образование в России: исторический опыт и возможности его использования // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2017. № 27. С. 298-301.
- Конева Л.Н., Углик И.Г. Христианские ценности в духовной культуре общества // Вопросы педагогики. 2019. № 10-1. С. 75-78.
- Поповкин А.В., Поповкина Г.С. Исцеление логосом: христианские аспекты некоторых современных психолого-педагогических практик // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 7. С. 143-163.
- Селезнев О.В. Возрождение церковных структур русской православной церкви в Приамурье в 1988-2005 гг. // Преподаватель XXI век. 2017. № 3-2. С. 288-297.
- Склярова Т.В., Агеева А.В. Становление и развитие системы начального религиозного образования Русской Православной Церкви в период с 1990 по 2015 г. // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 6. С. 112-119.
- Дейч Б.А. Воскресные школы в России в 50-60-е годы XIX века // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2. № 4. С. 70-75.
- Уфимцева Е.И. Воскресная школа в системе религиозного образования Русской Православной Церкви // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2015. Т. 15. № 2. С. 44-52.
- Komashinskaia T.S., Tsurkan G.P. The History and Revival of Sunday Schools in Russia // Religious Education. 2019. Vol. 114. № 1. P. 42-56.
- Агеева А.В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2010. № 3. С. 58-66.
- Склярова Т.В. Православное образование в современной России: структура и содержание // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2016. № 1. С. 9-16.
- Акишева М.С. Сущность курса «Основы религиозной культуры и светской этики» и специфика его внедрения в спектр общеобразовательных дисциплин // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6. С. 327-329.
- Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века. М.: Книгоиздательство Польза В. Антик и Ко, 1912. 224 с.
- Завгородняя Е.Л. Типология современных субъектов социально-культурного воспитания детей на основе православных традиций // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2. С. 165-170.
- Баранец Н.Г., Веревкин А.Б., Федосеева Е.Ю. Об идеологическом конфликте науки и богословия // Власть. 2013. № 5. С. 063-067.
- Алфеев Г.В. Теология в современном российском академическом пространстве // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. Т. 34. № 3. С. 224-239.
- Баранец Н.Г., Верёвкин А.Б. Ученые и философы о совместимости науки и религии // Христианское чтение. 2018. № 6. С. 148-155.