СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-СТАДИ В ОБУЧЕНИИ РАЗГОВОРНОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
- Авторы: Коноплюк Н.В.1
-
Учреждения:
- Тольяттинский государственный университет
- Выпуск: № 4 (2020)
- Страницы: 43-48
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/95
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-4-43-48
- ID: 95
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья рассматривает особенности организации кейс-стади при обучении студентов неязыковых вузов разговорному иностранному языку. Кейс-стади широко используется в современном высшем профессиональном образовании для обучения разнообразным дисциплинам. Его популярность связана с высокими требованиями, предъявляемыми работодателями к выпускникам, и широкими возможностями данной технологии в плане формирования общепрофессиональных компетенций. Использование кейс-стади позволяет преподавателю превращать студентов из пассивного объекта получения знаний в субъект, активно добывающий их. Хорошо зарекомендовал себя кейс-стади и в преподавании иностранных языков. Автор уточняет понятие кейса применительно к преподаванию разговорного иностранного языка, дает характеристику ситуаций и проблем, которые могут использоваться для конструирования кейсов. Определяется место данного вида учебной работы в учебном плане, обосновывается использование кейс-стади на заключительных занятиях по лексической теме. Предлагаются рекомендации по выбору объема и структуры подобных кейсов. Особое внимание уделяется отбору средств презентации материала кейса. На основании опыта практического применения кейс-стади со студентами, изучающими курс разговорного иностранного языка, формулируются методические рекомендации по подготовке и моделированию кейсов. Выделяются такие этапы, как формулирование проблемы, подбор ситуации, обработка текста и оформление его для предъявления студентам, планирование процедуры проведения, оценивания и рефлексии. Далее описывается общая схема организации работы с кейсом, в которой выделяются три основных этапа (предтекстовый, текстовый и послетекстовый), и дается характеристика различных видов деятельности студентов на каждом из них. В заключение делается вывод о перспективности использования кейс-стади для обучения студентов разговорному иностранному языку.
Ключевые слова
Об авторах
Н. В. Коноплюк
Тольяттинский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: n.konoplyuk@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»
РоссияСписок литературы
- Гураль С.К., Корнеева М.А. Интеграция кейс-стади метода в иноязычное обучение студентов направления «Прикладная механика» в контексте актуальных образовательных тенденций // Язык и культура. 2017. № 38. С. 190-206.
- Грузкова С.Ю., Камалеева А.Р. Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 6. С. 24-28.
- Геец Н.Ф. Кейс-стади как технологический метод обучения // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № S3. С. 1-4.
- Шмаков А.А. Кейс-стади как метод обучения иноязычному общению в профессиональной сфере студентов-экономистов // Языки и литература в поликультурном пространстве. 2016. № 2. С. 130-135.
- Петрова О.Н., Староверова Н.П. Кейс стади как основной метод формирования коммуникативной профессиональной иноязычной компетенции // Вопросы прикладной лингвистики. 2015. № 18. С. 102-112.
- Тулепбергенова Д.Ю. Сущность кейс-стади: педагогический аспект осмысления термина // Интеграция образования. 2014. Т. 18. № 1. С. 82-88.
- Белкина Е.П. Использование метода кейс-стади при обучении студентов неязыковых направлений вуза иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 5-1. С. 33-36.
- Гальскова Н.Д., Тарева Е.Г. Ценности современного мира глобализации и межкультурное образование как ценность // Иностранные языки в школе. 2012. № 1. С. 3-11.
- Дубинина Г.А. Технология применения кейс-анализа в процессе обучения иностранному языку // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2010. № 591. С. 81-90.
- Шустова Ю.В. Использование метода кейс-стади в формировании иноязычных коммуникативных умений студентов при обучении английскому языку // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 1. С. 212-215.
- Шепшинская И.М. Кейс-стади как активный метод обучения иностранным языкам в педагогическом вузе // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5. С. 126-129.
- Храмова Ю.Н., Хайруллин Р.Д. Применение метода «кейс-стади» в обучении иностранному языку студентов-юристов неязыкового вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 2-2. С. 204-207.
- Федосова С.А. Кейс-метод как творческое овладение знаниями английского языка // Языки и литература в поликультурном пространстве. 2015. № 1. С. 138-142.
- Гаджиева П.Д. Кейс-метод - как метод интерактивного обучения // Право и образование. 2015. № 3. С. 68-75.
- Гладкова О.Д., Коннова З.И. «Кейс-стади» при профессиональной иноязычной подготовке специалистов с позиции когнитивного моделирования в образовании // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 3-2. С. 44-53.
- Вербицкий А.А. Инварианты профессионализма: проблемы формирования. М.: Логос, 2011. 288 с.
- Ярмина Т.Н. Метод кейс-стади в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2017. № 9. С. 24-27.
- Проскура Я.В., Терехова Е.А. Метод кейс-стади как инструмент формирования межкультурной коммуникативной компетенции // Философия образования. 2017. № 3. С. 69-76.
- Щербатых Л.Н. Метод case study в обучении английскому языку старшеклассников // Известия высших учебных заведений. Серия Гуманитарные науки. 2013. Т. 4. № 3. С. 235-240.
- Тулепбергенова Д.Ю. Этапы метода кейс-стади в обучении студентов иностранному языку // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2016. № 10. С. 233-239.