Активизация обучения преподавателей в рамках программы профессиональной переподготовки


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Существует противоречие между необходимостью целенаправленного развития готовности педагога к инновационной деятельности в процессе реализации программ высшего и дополнительного образования и недостаточным вниманием к этой проблеме при создании и реализации дополнительных профессиональных программ для профессорско-преподавательского состава. Существует целый ряд проектов, которые объединяют ученых в области организации подготовки и переподготовки преподавателей инженерных вузов. Одним из них является проект Erasmus+ «Педагогическая подготовка инженерных преподавателей (ENTER)». Целью настоящего исследования является апробация модуля «Повышение интерактивности обучения» программы «Инновационная педагогика для преподавателей инженерных вузов» и активизация обучения слушателей. При разработке модуля «Повышение интерактивности обучения» учитывались рекомендации Международного общества инженерной педагогики (IGIP), опыт Эстонского центра инженерной педагогики, в котором ведется работа по переподготовке преподавателей, а также внепредметные перспективные современные инновационные методы обучения: интерактивные лекции, групповая работа, обсуждение, дизайн портфолио, кейс-стади и др. В процессе исследования использовались методы моделирования обучения, педагогический эксперимент и включенное наблюдение. Результаты проведенного эксперимента показали, что в экспериментальной группе уровень оценки выпускных работ респондентов выше по сравнению с контрольной. Сделан вывод о том, что эффективными организационными формами обучения преподавателей являются интерактивные лекции, групповая работа, обсуждение; рекомендуемыми методами – дизайн портфолио, кейс-стади, взаимное оценивание, презентации, обратная связь, анализ собственного курса, метакогнитивные стратегии, паузы для рефлексии; рекомендуемыми средствами визуализации – интеллект-карты, концептуальные карты обзора литературы, тезаурусные карты. 

Об авторах

Тийя Рюютманн

Таллиннский технический университет, Таллинн

Email: tiia.ruutmann@taltech.ee
ORCID iD: 0000-0001-8944-0149

доктор философии (PhD) по педагогическим наукам, доцент института механики и промышленной инженерии, руководитель Эстонского центра инженерной педагогики, директор Центра развития образования инженерного факультета

Эстония

Гузель Рафаэлевна Хусаинова

Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань

Автор, ответственный за переписку.
Email: english4@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-2509-5961

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Иностранные языки в профессиональной коммуникации»

Россия

Мансур Флоридович Галиханов

Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань

Email: mgalikhanov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5647-1854

доктор технических наук, профессор кафедры «Технология переработки полимеров и композиционных материалов», директор института дополнительного профессионального образования

Россия

Список литературы

  1. Хусаинова Г.Р., Карстина С.Г., Галиханов М.Ф. Оценка готовности преподавателей к инновационной профессионально-педагогической деятельности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 7. С. 42–60. doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-7-42-60.
  2. Осипов П.Н. Наставничество как социально-педагогический феномен // Управление устойчивым развитием. 2023. № 1. С. 102–108. doi: 10.55421/2499992X_2023_1_102.
  3. Khusainova G.R., Galikhanov M.F. Work-in-Progress: Development of the Discipline “Innovations in Engineering Pedagogy” as Part of an Advanced Professional Training for Educators of Engineering Schools in Higher Education Institutions // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2021. Vol. 1329. P. 3–10. doi: 10.1007/978-3-030-68201-9_1.
  4. Чучалин А.И. Подготовка в вузе STEM:IT-профессионалов к инновационной деятельности в 3D-командах // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 8-9. С. 79–96. doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-79-96.
  5. Lu J., Bridges S., Hmelo-Silver C.E. Problem-based learning // The Cambridge handbook of the learning sciences. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. P. 298–318. doi: 10.1017/CBO9781139519526.019.
  6. Ruutmann T. Engineering Pedagogy as the Basis for Effective Teaching Competencies of Engineering Faculty // Higher Education in Russia. 2019. № 28. P. 123–131. doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-12-123-131.
  7. Ruutmann T. Development of Teachers’ Judgement Skills as a Component of Pre- and In-Service Training // Learning in the Age of Digital and Green Transition. 2020. P. 639–648. doi: 10.1007/978-3-031-26190-9_67.
  8. Buzan T. The Mind Map Book. London: BBC Books, 2000. 320 p.
  9. Gassman S.L., Maher M.A., Timmerman B., Pierce C.E. Pedagogical Techniques to Promote Development of Graduate Engineering Students as Disciplinary Writers // ASEE Annual Conference & Exposition. 2013. P. 23.959.1–23.959.11. doi: 10.18260/1-2--22344.
  10. Козлова И.В. Применение тезаурусного подхода к построению карт знаний // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 12-5. С. 147–149. doi: 10.18454/IRJ.2016.54.067.
  11. Mosteller F. The “Muddiest Point in the Lecture” as a Feedback Device on Teaching and Learning // Journal of the Harvard Danforth Center on Teaching and Learning. 1989. № 3. P. 10–21.
  12. Crouch C.H., Mazur E. Peer instruction: Ten Years of Experience and Results // American Journal of Physics. 2001. Vol. 69. № 9. P. 970–977. doi: 10.1119/1.1374249.
  13. Crawley E.F., Malmqvist J., Östlund S., Brodeur D.R., Edström K. Rethinking Engineering Education: The CDIO Approach. 2nd ed. New York: Springer, 2014. 311 p.
  14. Enelund M., Wedel M.K., Lundqvist U., Malmqvist J. Integration of education for sustainable development in the mechanical engineering curriculum // Australasian Journal of Engineering Education. 2013. Vol. 19. № 1. P. 51–62. doi: 10.7158/D12-018.2013.19.1.
  15. Ruutmann T. Development of Critical Thinking and Reflection // The Challenges of the Digital Transformation in Education. 2019. P. 895–906. doi: 10.1007/978-3-030-11935-5_85.
  16. Brent R., Felder R.M. Want Your Students to Think Creatively and Critically? How About Teaching Them? // Chemical Engineering Education. 2014. Vol. 48. № 2. P. 113–114.
  17. Золотарева С.А. «Метод перевернутого класса»: история и опыт применения // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 2. С. 29–32. doi: 10.24412/1991-5497-2022-293-29-32.
  18. Feder L., Cramer C. Research on portfolios in teacher education: a systematic review // European Journal of Teacher Education. 2023. doi: 10.1080/02619768.2023.2212870.
  19. Valeeva R.A., Menter I. Russian Teacher Education in global context // Teacher Education in Russia. Past, Present, and Future. London: Routledge, 2021. P. 193–210. doi: 10.4324/9780429325281.
  20. Boonpracha J. SCAMPER for creativity of students’ creative idea creation in product design // Thinking Skills and Creativity. 2023. Vol. 48. Article number 101282. doi: 10.1016/j.tsc.2023.101282.
  21. Шагеева Ф.Т., Мищенко Е.С., Чернышов Н.Г., Нургалиева К.Е., Туреханова К.М., Омиржанов Е.Т. Международный проект ENTER: новый подход к педагогической подготовке преподавателей инженерных дисциплин // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 65–74. doi: 10.31992/0869-3617-2020-6-65-74.
  22. Pilous R., Leuders T., Ruede C. Novice and expert teachers’ use of content-related knowledge during pedagogical reasoning // Teaching and Teacher Education. 2023. Vol. 129. Article number 104149. doi: 10.1016/j.tate.2023.104149.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах