Снижение психологических барьеров принятия ответственности у гандболистов-подростков: лонгитюдное исследование


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлены результаты формирующего эксперимента, ориентированного на повышение готовности спортсменов-подростков к принятию ответственности за счет снижения затрудняющих его психологических барьеров. Исследование обусловлено необходимостью благоприятной социализации подростков доступным способом, через формирование и развитие такого личностного ресурса адаптации, как ответственность. В лонгитюдном исследовании приняли участие 16 спортсменов подросткового возраста, учащихся в «Академии гандбола» г. Краснодара. Выделены личностные особенности, выступающие как барьеры проявления ответственности в подростковом возрасте: тревожность, недостаточно развитые мотивация и самоуправление, отрицательные копинг-стратегии (бегство, дистанцирование), перекладывание ответственности на других или на обстоятельства. Использованы методики определения уровня ответственности, мотивации, саморегуляции, копинг-стратегий, тревожности, уровня развития группы, оценки взаимоотношений тренера и спортсменов. Формирующий эксперимент развития ответственности проводился с применением методики психологического тренинга в подростковой гандбольной команде в течение года. Эффективность тренинга оценивалась тремя диагностическими срезами. Учитывались изменения абсолютных значений измеряемых показателей и корреляционные связи между ними. Результаты исследования показали, что фактором, препятствующим снятию психологических барьеров принятия ответственности, является повышенная тревожность юных спортсменов. Продолжительная тренинговая работа с гандболистами продемонстрировала свою актуальность и необходимость на протяжении всего взросления молодого поколения, а также возможность снижения барьеров в деятельности и социализации у подростков. 

Об авторах

Ирина Михайловна Дементьева

Центр общественного здоровья и медицинской профилактики, Краснодар
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Автор, ответственный за переписку.
Email: doc@kgufkst.ru
ORCID iD: 0000-0002-6328-9118

медицинский психолог, ведущий психолог научно-исследовательской лаборатории психологических проблем физической культуры и спорта

Россия

Список литературы

  1. Мерзлякова С.В., Бибарсова Н.В. Ответственность как фактор развития семейного самоопределения в юношеском возрасте // Национальный психологический журнал. 2022. № 2. С. 3–13. EDN: RFXNPP.
  2. Сорокин А.И. Ответственность как категория социальной психологии // Страховские Чтения. 2018. № 26. С. 267–271. EDN: YXSSBN.
  3. Китова Д.А., Журавлев А.Л. Феномен ответственности в структуре представлений россиян о профессиональной деятельности // Психологический журнал. 2022. Т. 43. № 5. С. 47–57. doi: 10.31857/S020595920022781-5.
  4. Горская Г.Б., Совмиз З.Р. Психологические ресурсы преодоления долговременных психических нагрузок на разных этапах профессиональной карьеры спортсменов командных видов спорта // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2018. № 3. С. 88–93. EDN: YCNIEH.
  5. Николаев Г.М., Федорова С.Н. Методики спортивного отбора на основе комплексной оценки перспективности юных спортсменов // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14. № 3. С. 306–311. doi: 10.30914/2072-6783-2020-14-3-306-311.
  6. Тищенко В.А., Шипенко А.А. Исследование психофизиологического состояния квалифицированных гандболистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2015. № 4. С. 169–172. EDN: UZCDQD.
  7. Калашникова М.М. Ответственность личности как объект исследований в отечественной психологии // Психолого-педагогический поиск. 2011. № 19. С. 156–165. EDN: OQPGQH.
  8. Резапкина Г.В., Федосеева И.А. Что такое ответственность: от диагностики к развитию // Вестник практической психологии образования. 2017. Т. 14. № 1. С. 42–48. EDN: YYAHTN.
  9. Carreres-Ponsoda F., Escarti A., Jimenez-Olmedo J.M., Cortell-Tormo J.M. Effects of a Teaching Personal and Social Responsibility Model Intervention in Competitive Youth Sport // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Article number 624018. doi: 10.3389/fpsyg.2021.624018.
  10. Баркунова О.В., Седова С.С., Смирнова О.А. Формирование социально ответственного поведения студентов вуза // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 5. C. 124–128. doi: 10.17513/snt.38668.
  11. Прядеин В.П. Психодиагностика личности: Избранные психологические тесты. Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2014. 215 с. EDN: PCVHDL.
  12. Кудряшева П.С. Тренинги личностного роста как способ управления идентичностью // Global science and innovations: Central Asia. 2021. № 1. C. 20–25. EDN: VHUIJM.
  13. Low W.R., Freeman P., Butt J., Stoker M., Maynard I. The role and creation of pressure in training: Perspectives of athletes and sport psychologists // Journal of Applied Sport Psychology. 2022. Vol. 4. P. 1–21. doi: 10.1080/10413200.2022.2061637.
  14. Дементьева И.М. Развитие ответственности у подростков, занимающихся гандболом // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 1. С. 363–367. EDN: PNZRYF.
  15. Дементьева И.М. Ресурсы и барьеры становления ответственности у спортсменов подросткового возраста // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2019. № 1. С. 84–89. EDN: QDRFOK.
  16. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт Психотерапии, 2002. 362 с.
  17. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. 304 с.
  18. Лосик Г.В. Схема социализации ребенка по Л.С. Выготскому // Развитие личности. 2019. № 1. С. 88–114. EDN: GYOHIX.
  19. Martins P.J., Rosado A.F.B., Ferreira V., Biscaia R. Personal and Social Responsibility among Athletes: the Role of Self-Determination, Achievement Goals and Engagement // Journal of Human Kinetics. 2017. Vol. 57. № 1. P. 39–50.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах