НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ УЧЕБНОГО ВИДЕОКОНТЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
- Авторы: Разумова А.Б.1, Рицкова Т.И.1
-
Учреждения:
- Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
- Выпуск: № 4 (2020)
- Страницы: 49-55
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/96
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-4-49-55
- ID: 96
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье раскрывается проблема организации эффективного образовательного процесса с помощью дистанционных образовательных технологий на основе видеоконтента. Приведены характеристики электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий. Показано, что, будучи гибким и вариативным, ЭО требует обновления содержания образования. Педагогу требуется освоение новых телекоммуникационных технологий, совершенствование цифровых и информационных компетенций. Показано, что наиболее оптимально решать учебные задачи в рамках образовательного процесса с применением технологий ЭО позволяют жанры видеоконтента, представляющие синтез различных видов наглядности. Это актуально на современном этапе развития образования. Описаны такие виды видео жанров, как видеолекция, видеокейс, фаст, беседа, интервью, хроникальная видеолекция, постановочный видеоролик. Раскрывается процесс создания учебной видеолекции с участием педагога и студента, описаны этапы разработки сценария, оформления контента, видеосъемки и монтажа. Разработка и перевод учебных программ в электронный контент влечет за собой изменение роли педагога, расширяются его возможности коммуникации. Преподавателю требуется адаптация инновационных технологий в свою методическую деятельность. Участие студента в процессе подготовки материалов, сопровождающих лекцию преподавателя, дает возможность как расширить его знания в предметной области, так и освоить базовые эстетические и технологические принципы и приемы создания видеоконтента. Представленный материал позволяет сделать вывод, что совместное участие в разработке видеолекций преподавателя и студента является эффективным средством формирования целого комплекса навыков подачи и обработки видеоконтента, столь востребованных в современном образовательном процессе.
Об авторах
А. Б. Разумова
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Автор, ответственный за переписку.
Email: razumova.angelika@mail.ru
кандидат химических наук, декан естественно-географического факультета
РоссияТ. И. Рицкова
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Email: tatyana.ritskova@gmail.com
старший преподаватель
РоссияСписок литературы
- Carr D. Learning to Teach in Second Life // Learning from Online Worlds; Teaching in Second Life. Institute of Education. URL: learningfromsocialworlds.wordpress.com.
- Brown J.S., Adler R.P. Minds on Fire: Open Education, the Long Tail, and Learning 2.0 // EDUCAUSE Review. 2008. Vol. 43. № 1. P. 16-32.
- Saykili A. Higher education in the digital age: The impact of digital connective technologies // Journal of Educational Technology & Online Learning. 2019. № 2. P. 1-15.
- Gallardo E.E., Marques M.L., Bullen M. Students in higher education: Social and academic uses of digital technology // RUSC. Universities and Knowledge Society Journal. 2015. Vol. 12. № 1. P. 25-37.
- Tulinayo F.P., Ssentume P., Najjuma R. Digital technologies in resource constrained higher institutions of learning: a study on students’ acceptance and usability // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2018. Vol. 15. № 1. P. 1-19.
- Akbar M. Digital Technology Shaping Teaching Practices in Higher Education // Frontiers in ICT. 2016. Vol. 3. № FEB. P. 1-5.
- Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М.: Перо, 2019. 72 с.
- Козлова Н.Ш. Цифровые технологии в образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 1. С. 83-91.
- Хуторской А.В. Пять уровней метапредметности // Народное образование. 2017. № 8. С. 69-80.
- Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Обучение с использованием видеоконтента: к проблеме содержательных метаданных // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2. С. 295-300.
- Новоселов Р.Ю. История образовательного видеоконтента // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 3. С. 12-17.
- Пархоменко Н.А., Золотухин С.А. Основные подходы к разработке учебного видео в массовых открытых онлайн-курсах // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 2. С. 246-252.
- Сергеев А.Г. Введение в электронное обучение. Владимир: ВлГУ, 2012. 182 с.
- Борисов Е.А. Преимущества, недостатки и перспективы развития системы дистанционного образования в Российской Федерации // Вестник Академии знаний. 2020. № 4. С. 115-119.
- Тарханова И.Ю., Зайцева М.А., Пятунина В.М. Дистанционное обучение в вузе: новые дидактические решения // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 5. С. 53-61.
- Бостанов Р.А., Гербеков Х.А., Халкечева И.Т. Возможности дистанционных образовательных технологий для повышения качества и доступности обучения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017. Т. 14. № 3. С. 365-370.
- Абызова Е.В. Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные категории // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. № 3-3. С. 12-16.
- Рицкова Т.И., Разумова А.Б. Разработка онлайн курсов для дополнительных общеобразовательных программ через реализацию электронного обучения. Ярославль: ЯрГПУ, 2018. 115 с.
- Быкова Н.Н. Интерактивная подготовка преподавателей к проведению вебинаров и видеолекций // Человек и образование. 2019. № 1. С. 86-91.
- Пугач В.Ф. Возраст преподавателей в российских вузах: в чем проблема? // Высшее образование в России. 2017. № 1. С. 47-55.
- Грушевская В.Ю. Система изучения методов создания и использования учебного видео в педагогическом вузе // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 69-74.
- Поздеева С.И. Преподаватель высшей школы: методист, исследователь, новатор? // Высшее образование в России. 2017. № 3. С. 52-58.
- Harden R.M., Crosby J.R. AMEE guide No 20: The Good Teacher Is More than a Lecturer: The Twelve Roles of the Teacher // Medical teacher. 2000. Vol. 22. № 4. P. 334-347.