СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена исследованию механизмов становления социального интеллекта студентов-инвалидов, детерминирующих развитие психологического реабилитационного потенциала профессионализации (ПРПП). Развитие ПРПП рассмотрено как поэтапное развертывание способности анализировать, прогнозировать и реализовывать тот вариант учебно-профессиональной подготовки, который будет обеспечивать здоровьесберегающий, т. е. сохраняющий и стабилизирующий жизнедеятельность инвалида, способ овладения профессиональными действиями в зависимости от специфики протекания заболевания. Становление социального интеллекта представлено как формирование комплекса особенных когнитивно-личностных системных структур (в зависимости от специфических и общих тенденций течения заболевания), детерминирующих готовность к овладению профессиональными действиями в образовательной среде вуза без усугубления валеологических (био-медико-психологических) показателей заболевания. Выделены два механизма (внутренний и внешний), объясняющие становление социального интеллекта студентов-инвалидов. Внутренний механизм раскрывает взаимосвязь продуктивной самооценки валеологических составляющих определенного заболевания и овладения профессиональными действиями с «включенностью» в профессиональные коммуникации. Внешний механизм обозначен как взаимообусловленность овладения технологией сравнения себя с «похожими другими» субъектами профессионального труда и установки на реализацию благополучного сценария будущей профессиональной жизни. Общий уровень осмысленности жизни рассмотрен как значимое условие становления социального интеллекта студента-инвалида. Ценностные ориентации, связанные с направленностью на ведение образа жизни, обеспечивающего стабилизацию базового заболевания и долгосрочную включенность в профессиональные сообщества, выделены как важное условие становления социального интеллекта студента-инвалида. Осуществлено моделирование трех уровней становления социального интеллекта, которые рассмотрены как этапы развития ПРПП студента-инвалида.

Об авторах

Н. И. Виноградова

Забайкальский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: vin57@list.ru

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования

Россия

С. Т. Кохан

Забайкальский государственный университет

Email: ispsmed@mail.ru

кандидат медицинских наук, доцент, директор Регионального центра инклюзивного образования

Россия

Список литературы

  1. Халак М.Е. Определение уровня психологического потенциала у лиц с ограниченными возможностями // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2012. № 10. С. 016-022.
  2. Збировская Е.П., Тарасенко Е.А. Опыт российских университетов: создание инклюзивной образовательной среды для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2016. № 4. С. 33-41.
  3. Sullivan M., Guilford J.H., de Mill R. The measurement of social intelligence // Reports from the Psychological Laboratory, University of California. 1965. № 34. P. 4-15.
  4. Донгаузер Е.В., Михалёва Д.В. Проблема доступности высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в России // Высшее образование в России: история и современность: сборник научных трудов. Екатеринбург: УрГПУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2017. С. 149-155.
  5. Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI) // Psicothema. 2006. Vol. 18. P. 13-25.
  6. Хлевная Е.А., Киселова Т.С. Эмоциональный интеллект руководителя в бизнес-процессах организации. M.: ИНФРА-М, 2020. 259 с.
  7. Аршанская (Шешукова) О.В. Психологические условия становления социального интеллекта: история и современность. Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2018. 85 с.
  8. Sternberq R.J. The Nature of Human İntelligence. Cambridge: Cambridge University Press, 2018. 350 p.
  9. Аверилл Дж. Интеллект, эмоциональность и творчество. От трихотомии к троице // Справочник по эмоциональному интеллекту. Сан-Франциско: Джосси-Басс, 2000. С. 277-298.
  10. Савенков А.И. Структура социального интеллекта // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 2. С. 7-15.
  11. Вышквыркина М.А., Панкратова И.А. Особенности социального интеллекта студентов с разной картиной мира // Мир науки. 2016. Т. 4. № 3. С. 13-23.
  12. Ясюкова Л.А., Белавина О.В. Социальный интеллект детей и подростков. М.: Институт РАН, 2017. 181 с.
  13. О Sullivan M., Guilford J.P. Les tests d intelligence sociale. Paris: Editions du Centre de psychology applique, 1977. 467 p.
  14. 2.11. Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт Психотерапии, 2002. C. 57-59.
  15. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 с.
  16. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2005. 1136 с.
  17. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Моск. ун-т, 1971. 40 с.
  18. Выготский Л.С. Мышление и речь. СПб.: Лабиринт, 2017. 33 с.
  19. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 560 с.
  20. Mayer J.D. Emotional Intelligence: Key Readings on the Mayer and Salovey Model. New York: National Professional Resources, 2004. 329 p.
  21. Бандура А. К Психологии человеческой свободы воли. Перспективы на будущее // Психологическая наука. 2006. № 1. С. 164-165.
  22. Виноградова Н.И., Кохан С.Т., Антонов В.Л. Психологические механизмы становления профессионального здоровья студентов с инвалидностью в университете // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 324-328.
  23. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Никея, 2019. 1157 с.
  24. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. М.: Речь, 2000. 318 с.
  25. Seligman M.E.P. Authentic Happiness: Using the New Positive Psychology to Realize Your Potential for Lasting Fulfillment. New York: Free Press, 2002. 321 p.
  26. Bargh J., Gollwitzer P., Oettingen G. Motivation // Handbook of Social Psychology. New York: Wiley, 2010. P. 268-316.
  27. Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003. 207 с.
  28. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. М.: Смысл, 2007. 511 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах