Развитие педагогической компетентности у студентов-хореографов в процессе изучения народного танца
- Авторы: Кенжетаева А.И.1, Спинжар Н.Ф.2
-
Учреждения:
- Московский государственный институт культуры, Химки, Россия. Западно-Казахстанский университет имени Махамбета Утемисова, Уральск
- Московский государственный институт культуры, Химки
- Выпуск: № 3 (2023)
- Страницы: 19-26
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/979
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2023-3-19-26
- ID: 979
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Необходимость развития личностных и профессиональных компетенций в настоящем образовательном процессе Казахстана диктует современное состояние рынка труда. Современный специалист должен быть не только образованным и способным к генерации знаний, он должен уметь уважать и ценить мнения других людей, уметь договариваться с ними в целях достижения согласия, быть активным, эмоциональным, коммуникативным, организованным. Вместе с тем в настоящее время в профессиональной подготовке специалиста – будущего хореографа большое внимание отводится педагогической компетентности. Развитие личностных и профессиональных компетенций у будущего хореографа в процессе изучения народного танца в условиях вуза рассматривается авторами статьи как основной путь формирования педагогической компетентности. Проведены теоретические исследования развития педагогической компетентности будущего хореографа в процессе изучения казахского народного танца через единство выделенных автором компетенций: интеллектуально-педагогической, коммуникативной (эмпатия, экстраверсия), информационной, рефлексивной. Формирование данных компетенций помогает в преобразовании знаний о содержании казахского танца в знания об обучении и воспитании казахским танцем. Изучение истории национального балетного искусства, анализ его либретто, сравнение и сопоставление с современными национальными балетами позволят будущему педагогу-хореографу правильно отразить в своей постановке духовно-нравственные основы национальной самобытности, культуры, традиций, достоверность эпических традиций и пробуждения национального художественно-эстетического сознания. Посредством включения студентов-хореографов в творческие группы происходит пробуждение и активизация творческого мышления и личностных качеств, осуществляется учебная и творческая деятельность, преодолеваются возникшие трудности и решаются творческие задания. Авторы формулируют предложения по развитию профессиональных и личностных качеств у студентов-хореографов. Авторы рассматривают развитие и осознание духовных и культурных ценностей, активности, самоанализа, исполнительских умений у студентов-хореографов в процессе изучения национального танца в вузе культуры и искусств как решение проблемы развития педагогической компетентности.
Об авторах
Алия Илюгалиевна Кенжетаева
Московский государственный институт культуры, Химки, Россия.Западно-Казахстанский университет имени Махамбета Утемисова, Уральск
Автор, ответственный за переписку.
Email: akenzhetaeva80@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1622-1356
старший преподаватель кафедры «Хореография и культурно-досуговая работа», аспирант
КазахстанНаталья Федоровна Спинжар
Московский государственный институт культуры, Химки
Email: spinjar@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8812-3595
кандидат педагогических наук, профессор
РоссияСписок литературы
- Сухарев А.А. О совершенствовании педагогической культуры хореографа в процессе профессиональной деятельности // ЦИТИСЭ. 2021. № 4. С. 586–594. doi: 10.15350/2409-7616.2021.4.54.
- Меренюкова А.М. Проблема подготовки педагога-хореографа в истории культуры и в современном обществе // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2021. № 1. С. 100–105. EDN: SHBVIW.
- Орынбай А.Ж., Тауекелова Г.Е. Модель формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-хореографов // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 2-1. С. 254–263. EDN: XDDKAN.
- Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: Мысль, 1993. 123 с.
- Кульбекова А.К., Мурзагулова А.М., Ізім Т.О., Бакирова С.А., Қайыр Ж.У. Подготовка кадров по казахскому танцу: концепция обучения // Вестник Казахского национального педагогического университета им. Абая. Серия: Педагогические науки. 2023. № 1. С. 57–70.
- Богданов Г.Ф. Основы хореографической драматургии. М.: МГУКИ, 2017. 168 с.
- Кекеева З.О., Муканбетова Ж.Т. Подготовка педагогов-хореографов в Казахстане: история и современность // Педагогические исследования. 2022. № 1. С. 96–113. EDN: OFFMNR.
- Молдахметова А.Т. Некоторые аспекты подготовки будущего педагога-хореографа казахского танца // Вестник Казахского национального университета. Серия Филологическая. 2016. Т. 157. № 5. С. 278–282.
- Спинжар Н.Ф., Aмpeeвa Т.М. Формирование этнокультурных компетенций у студентов-хореографов в вузах Казахстана // Культура и образование. 2022. № 4. С. 103–112. doi: 10.24412/2310-1679-2022-447-103-112.
- Тлеубаев С.Ш., Кульбекова А.К., Тлеубаева Б.С. Традиционная обрядовая культура казахов как философия и сущность творчества современных хореографов // Вестник КазНУ. Серия философии, культурологии и политологии. 2019. № 4. С. 46–55. doi: 10.26577/jpcp.2019.v70.i4.05.
- Танбаева А.Ж., Саитова Г.Ю., Джумасейитова Г.Т. Российский исследователь казахского народного танца О.В. Всеволодская-Голушкевич: поиски воссоздания этнического танца // Sciences of Europe. 2022. № 94. С. 6–11. doi: 10.5281/zenodo.6616379.
- Марченков А.Л., Марченкова А.И. Профессиональные и личностные качества преподавателя хореографических дисциплин в процессе формирования рефлексивной культуры студента // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 18. С. 249–257. EDN: RINJST.
- Sims M., Erwin H. A Set of Descriptive Case Studies of Four Dance Faculty Members’ Pedagogical Practices // Journal of Dance Education. 2012. Vol. 12. № 4. P. 131–140. doi: 10.1080/15290824.2012.654106.
- Кенжетаева А.И., Спинжар Н.Ф. Содержание исполнительских умений у будущих хореографов в вузах Республики Казахстан // Искусствознание: теория, история, практика. 2023. № 1. С. 10–13. EDN: DHYIJC.
- Гинкевич И.А. Организация и проведение занятий по методике «школа движений» на начальном этапе спортивной подготовки в сложно координационных видах спорта // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3. С. 220–226. EDN: WQUWAM.
- Филановская Т.А. Структура компетентностной модели будущего педагога-хореографа // Высшее образование в России. 2010. № 11. С. 144–149. EDN: NCHLVP.
- Спинжар Н.Ф. Самореализация личности в профессиональном образовании: этапы построения индивидуальной стратегии. М.: МГИК, 2015. 175 с.
- Безуглая Г.А. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа. М.: Лань, 2015. 272 c.
- Кульбекова А.К. Содержательные аспекты казахского народного танца // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 3. С. 253–257. EDN: JSURLE.
- Шомаева Д., Жумасеитова Г. История деколониальной чувствительности в дискурсе балетмейстерского искусства Казахстана // Central Asian Journal of Art Studies. 2021. № 6. С. 50–63. doi: 10.47940/cajas.v6i2.427.