Смысложизненные ориентации и копинг-стратегии девушек разного студенческого возраста


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Студенческий возраст является сензитивным для формирования мировоззрения и жизненных целей, осознания ответственности за свою жизнь. Их поиск способствует не только формированию адекватной оценки действительности, пониманию и осознанию смысла жизни, но и формированию конструктивных способов решения жизненных проблем, своих особых стратегий поведения. Целью работы стало установление соотношения между смысложизненными ориентациями и копинг-стратегиями студентов-девушек разных возрастных групп. Исследование проводилось на выборке, представленной студентами-девушками ТГПУ им. Л.Н. Толстого (n=69) в возрасте от 18 до 24 лет, обучающимися на разных курсах бакалавриата и магистратуры. В качестве диагностических инструментов были применены тест СЖО Д.А. Леонтьева и опросник «Способы совладающего поведения» (WSQ) Р. Лазаруса. Корреляционный анализ показал наличие сильных прямых корреляций между целями, процессом и результативностью жизни, общим показателем осмысленности жизни и стратегией планирования. Выявлены сильные обратные корреляции между показателем результативности жизни и стратегиями дистанцирования и бегства/избегания. Исследование показало, что значения осознанности жизни студентов-девушек тем выше, чем старше по возрасту респонденты. Смысложизненные ориентации влияют на выбор копинг-стратегий: для респондентов возрастной группы (≤21) в большей степени характерны копинг-стратегии избегающего типа, т. е. непродуктивные стратегии, тогда как для испытуемых в возрасте (≥22) наиболее характерным является проблемно ориентированный копинг. 

Об авторах

Татьяна Ивановна Куликова

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула

Автор, ответственный за переписку.
Email: tativkul@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8655-1599

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Психология и педагогика»

Россия

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
  2. Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 15–26. EDN: DOXFYT.
  3. Сухоносов А.П. Смысложизненные ориентации и гендерная идентичность студентов педагогических специальностей // Вестник МГПУ. Серия Педагогика и Психология. 2015. № 4. С. 73–83. EDN: VBHQPJ.
  4. Мусина В.П. Ценностные и смысложизненные ориентации современных студентов // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2019. № 7. С. 49–53. doi: 10.20339/AM.07-19.049.
  5. Emmons R.A. Personal goals, life meaning, and virtue: Well-springs of a positive life // Flourishing: Positive psychology and the life well-lived. Washington: American Psychological Association, 2003. P. 105–128. doi: 10.1037/10594-005.
  6. Reizer A., Dahan D., Shaver P. The Contributions of Attachment and Caregiving Orientations to Living a Meaningful Life // Psychology. 2013. Vol. 4. № 12. P. 1039–1045. doi: 10.4236/psych.2013.412151.
  7. Гудименко О.В. Смысложизненные ориентации жизнедеятельности в период молодости // Обзор педагогических исследований. 2023. Т. 5. № 2. С. 97–102. EDN: PAJRQW.
  8. Щербакова Н.В. Смысложизненные ориентации в студенческом возрасте // Национальное здоровье. 2023. № 1. С. 84–86. doi: 10.34853/NZ.2023.50.81.001.
  9. Ермакова Е.С. Смысложизненные ориентации в структуре личностных характеристик юношей и девушек // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 2. С. 305–320. EDN: SQATIE.
  10. Bakracheva M. Coping Effects on Life Meaning, Basic Psychological Needs and Well-Being // Psychology. 2019. Vol. 10. № 10. P. 1375–1395. doi: 10.4236/psych.2019.1010090.
  11. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.
  12. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. № 3. С. 93–112. EDN: YGCFYX.
  13. Саковская О.Н. Ценностные детерминанаты предпочитаемых копинг-стратегий // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2017. № 3. С. 99–102. EDN: ZIONTF.
  14. Володина С.А. Связь ценностных ориентаций и копинг-стратегий у студентов-педагогов // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 1. С. 45–54. doi: 10.15862/52PSMN122.
  15. Мощенко Л.С., Дроздова Н.В. Смысложизненные ориентации студентов с разным уровнем жизнестойкости (на примере студентов-психологов) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № Т50. С. 133–140. EDN: XEOPRV.
  16. Почтарева Е.Ю. Ценностно-смысловая сфера личности: сущность, детерминанты, механизмы развития // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. № 4. С. 563–575. doi: 10.17072/2078-7898/2017-4-563-575.
  17. Сизганова Е.Ю., Кайдашова А.К., Чикова И.В. Анализ ценностных ориентаций студентов – будущих государственных и муниципальных служащих в контексте вызовов современности // Перспективы науки и образования. 2020. № 1. С. 258–270. doi: 10.32744/pse.2020.1.18.
  18. Шилова Н.П. Взаимосвязь представлений о будущем и образовательных результатов в юношеском возрасте // Российский психологический журнал. 2022. Т. 19. № 1. С. 76–88. doi: 10.21702/rpj.2022.1.6.
  19. Борисова Н.М., Шаповаленко И.В. Личностные детерминанты совладающего поведения в среднем возрасте // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10. № 3. C. 115–125. doi: 10.17759/psyedu.2018100310.
  20. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 2. Л.: ЛГУ, 1974. С. 3–15.
  21. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2008. 992 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах