Психологические аспекты восприятия негативных новостей в сети Интернет

  • Авторы: Фролов И.С.1, Чернов А.Ю.2
  • Учреждения:
    1. Волгоградский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Волгоград
    2. Волгоградский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Волгоград. Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград
  • Выпуск: № 3 (2023)
  • Страницы: 76-82
  • Раздел: Психологические науки
  • URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/985
  • DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2023-3-76-82
  • ID: 985

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Неотъемлемой частью жизни современного человека являются новости. Просмотр новостных источников и социальных медиа стал лидирующим способом проведения людьми свободного времени во многих странах. Некоторые исследователи утверждают, что аудитория целенаправленно выбирает для прочтения негативные новости. Информационное воздействие носит психологический характер. Развитие цифровых технологий одновременно создает и возможности, и угрозы. Цель исследования – определение структурных компонентов восприятия негативных новостей в сети Интернет и фиксация их психологического содержания. В работе применялся метод качественного исследования. С использованием полуструктурированного интервью была опрошена максимально вариативная выборка респондентов. В обработке данных интервью применялся тематический анализ. В исследовании приняли участие 13 человек в возрасте 20–45 лет. Именно эта возрастная категория наиболее активно потребляет новостной контент из сети Интернет. Валидность данных достигалась соблюдением критериев структурной подтверждаемости, согласованности интерпретативных процедур и референтной адекватности. Выявлена многоуровневая модель, состоящая из когнитивных, эмоциональных и психофизиологических аспектов восприятия негативных новостей. Установлено следующее отрицательное воздействие негативных новостей на психическую сферу жизни: интенсивные негативные эмоциональные переживания, подавленное настроение, нарушение сна, астения. При длительном проявлении негативных эмоциональных и психофизиологических симптомов респонденты используют стратегию избегания и отказа от негативных новостей.

Об авторах

Иван Сергеевич Фролов

Волгоградский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
Волгоград

Автор, ответственный за переписку.
Email: Vanyafrol88@mail.ru
ORCID iD: 0009-0000-5853-7175

магистрант факультета государственного и муниципального управления

Россия

Александр Юрьевич Чернов

Волгоградский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Волгоград.
Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград

Email: fake@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-3850-3055

доктор психологических наук, профессор кафедры социологии, общей и юридической психологии, профессор кафедры педагогики, психологии и коммуникативных дисциплин

Россия

Список литературы

  1. Zinreich E. Mass Communication: Understanding the Power of Media in Today’s World // Journal of Mass Communication & Journalism. 2023. Vol. 13. № 3. P. 1–2. doi: 10.37421/2165-7912.2023.13.518.
  2. Appel M., Gnambs T., Maio G.R. A short measure of the need for affect // Journal of Personality Assessment. 2012. Vol. 94. № 4. P. 418–426. doi: 10.1080/00223891.2012.666921.
  3. Winkler J.R., Appel M., Schmidt M.-L.C.R., Richter T. The Experience of Emotional Shifts in Narrative Persuasion // Media Psychology. 2022. Vol. 26. № 2. P. 141–171. doi: 10.1080/15213269.2022.2103711.
  4. Lewandowsky S., Ecker U.K.H., Seifert C.M., Schwarz N., Cook J. “Misinformation and its Correction: Continued Influence and successful Debiasing” // Psychological Science in the Public Interest. 2012. Vol. 13. № 3. P. 106–131. doi: 10.1177/1529100612451018.
  5. Маркелов К.В., Громова Е.Б., Нафиева Н.Р. Негативная новость на центральных телеканалах России и Украины: общее и специфическое // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019. Т. 24. № 3. С. 521–532. doi: 10.22363/2312-9220-2019-24-3-521-532.
  6. Урсул А.Д. Информатизация общества: введение в социальную информатику. М.: Академия общественных наук при ЦК КПСС, 1990. 191 с.
  7. Ежевская Т.И. Психологическое воздействие информационной среды на современного человека // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 2. С. 38–41. EDN: JTGFND.
  8. Максименко А.А., Дейнека О.С., Духанина Л.Н., Сапоровская М.В. Фаббинг: особенности аддиктивного поведения молодежи // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2021. № 4. С. 345–362. doi: 10.14515/monitoring.2021.4.1822.
  9. Куликов Л.В. Социально-психологические аспекты влияния СМИ на сознание // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 1. С. 3–12. EDN: NSAIEL.
  10. Burton J.W., Harris A.J.L., Shah P., Hahn U. Optimism Where There is None: Asymmetric Belief Updating Observed with Valence-Neutral Life Events // Cognition. 2022. Vol. 218. Article number 104939. doi: 10.1016/j.cognition.2021.104939.
  11. Pandita R. Information Pollution, a Mounting Threat: Internet a Major Causality // Journal of Information Science Theory and Practice. 2014. Vol. 2. № 4. Р. 49–60. doi: 10.1633/jistap.2014.2.4.4.
  12. Sestir M.A. This is the Way the World “Friends”: Social Network Site Usage and Cultivation Effects // The Journal of social media in Society. 2020. Vol. 9. № 1. Р. 1–21.
  13. Grady S.M., Tamborini R., Eden A., Van Der Heide D. The social factors and functions of media use // Journal of Communication. 2022. Vol. 72. № 5. P. 523–539. doi: 10.1093/joc/jqac026.
  14. Fiske S.T. Attention and Weight in Person Perception: The Impact of Negative and Extreme Behavior // Journal of Personality and Social Psychology. 1980. Vol. 38. P. 889–906. doi: 10.1037/0022-3514.38.6.889.
  15. Шматова Ю.Е. Влияние COVID-19 на психическое здоровье населения (как показатель человеческого потенциала): опыт зарубежных исследований // Проблемы развития территории. 2020. № 4. С. 88–108. doi: 10.15838/ptd.2020.4.108.6.
  16. Улановский А.М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 2. С. 18–28. EDN: JWIUZZ.
  17. Хорошилов Д.А., Мельникова О.Т. Метод тематического анализа в изучении представлений о женском лидерстве // Организационная психология. 2020. Т. 10. № 3. С. 85–99. EDN: OGFAYJ.
  18. Курышева О.В. Особенности отношения молодежи к собственному возрасту // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11: Естественные науки. 2011. № 1. С. 90–99. EDN: RTPLMZ.
  19. Appel M., Richter T. Transportation and need for affect in narrative persuasion: A mediated moderation model // Media Psychology. 2010. Vol. 13. № 2. P. 101–135. doi: 10.1080/15213261003799847.
  20. Stieglitz S., Dang-Xuan L. Emotions and information diffusion in social media – sentiment of microblogs and sharing behavior // Journal of Management Information Systems. 2013. Vol. 29. № 4. P. 217–248. doi: 10.2753/MIS0742-1222290408.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах