Формирование коммуникативной компетентности будущих звукорежиссеров


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Звукорежиссура как особый вид профессиональной деятельности включает в себя высокие требования к навыкам специалиста: техническим, физическим, эстетическим, творческим. Для решения многих профессиональных задач, стоящих перед звукорежиссером, необходимы также коммуникативные навыки. Существует потребность в расширении программ формирования коммуникативной компетентности, которая не получает достаточного развития во время обучения. Разработанная модель формирования коммуникативной компетентности звукорежиссеров учитывает коммуникативные ситуации, с которыми сталкивается звукорежиссер в ходе профессиональной деятельности. Для формирования коммуникативной компетентности звукорежиссеров предлагается применять личностно ориентированные методы обучения (лекцию-диалог, дискуссию, метод кейсов, моделирование ситуаций, аналитический семинар, тренинг), которые составляют авторскую программу формирования коммуникативной компетентности звукорежиссеров. Особенность предложенных личностно ориентированных методов заключается в приоритете диалога над монологом, субъект-субъектном взаимодействии педагога и обучающегося, использовании личного и профессионального опыта обоих для достижения целей обучения. Предложенный набор диагностических методов позволяет оценить сформированность компонентов коммуникативной компетентности звукорежиссеров. Полученные результаты продемонстрировали эффективность предложенной модели: был выявлен рост показателей по всем пяти компонентам коммуникативной компетентности будущих звукорежиссеров. После прохождения программы студенты развили навыки целеполагания, эмпатии, рефлексии, анализа субъектов коммуникации, применения коммуникативных техник, сотворчества, прогнозирования, повысили знания профессиональной терминологии и др. Разбор кейсов с профессиональными ситуациями общения повысил способность студентов решать типовые коммуникативные задачи звукорежиссера. Следовательно, личностно ориентированный подход эффективен в формировании коммуникативной компетентности звукорежиссеров. Опыт исследования по формированию коммуникативной компетентности у студентов можно распространить и на смежные специальности творческих вузов.

Об авторах

Юрий Алексеевич Качалов

Самарский государственный институт культуры

Автор, ответственный за переписку.
Email: kachalovyuriy@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5192-0286

старший преподаватель кафедры «Звукорежиссура и цифровые технологии»

Россия, 443010, г. Самара, ул. Фрунзе, 167

Список литературы

  1. Буковцова Т.Н. Коммуникативная компетентность сотрудников органов внутренних дел: характеристика и пути повышения // Миссия конфессий. 2023. Т. 12. № 72. С. 79–85. EDN: DLALXS.
  2. Петрова С.И., Борисова У.С. Анализ коммуникативной компетентности современных студентов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 12. С. 71–75. EDN: HWFQJX.
  3. Стерлягова С.С. Процесс формирования коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов IT-специальностей // Современное педагогическое образование. 2024. № 1. С. 247–251. EDN: DXGSXY.
  4. Iksan Z.H., Zakaria E., Meerah T.S.M., Osman K., Lian D.K.Ch., Mahmud S.N.D., Krish P. Communication Skills among University Students // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 59. P. 71–76. doi: 10.1016/j.sbspro.2012.09.247.
  5. Ежов К.А. Эстетические основы профессиональной готовности специалиста по музыкальной звукорежиссуре // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. № 5. С. 315–318. EDN: IXRLOW.
  6. Юсса Е.Б. Звукорежиссер в системе музыкальной художественной коммуникации // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 7-2. С. 155–157. doi: 10.18454/IRJ.2016.49.120.
  7. Тхорик Н.С., Джига Н.Д. Коммуникативная компетентность студентов помогающих профессий в контексте к волонтерской деятельности // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России». 2022. № 4. С. 121–127. EDN: OQWBXW.
  8. Колмогорова Н.С. Изучение взаимосвязи направленности личности и коммуникативной компетентности студентов в контексте становления профессиональной культуры будущего специалиста // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. 2004. № 4-1. С. 54–61. EDN: PYJVEV.
  9. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42. EDN: SMMBFV.
  10. Каткова И.А., Шохова О.В. Коммуникативная компетентность в условиях социально-психолого-педагогического сопровождения в образовательной вертикали // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2022. № 1. С. 101–107. EDN: MZNIAI.
  11. Поднебесная Э.И. Теория и практика развития коммуникативной компетентности студентов в образовательных организациях // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес¬гаф¬та. 2022. № 10. С. 331–333. EDN: ZGWZDB.
  12. Асадуллин Р.М., Фролов О.В. Личностно-развивающий подход к профессиональной педагогической подготовке будущего учителя в вузовском образовательном процессе // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 6. С. 92–103. doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-6-92-103.
  13. Громова Т.В. Личностно ориентированный подход в инклюзивном образовании // Современное педагогическое образование. 2023. № 5. С. 173–178. doi: 10.24412/2587-8328-2023-5-173-178.
  14. Цепкова А.Н. О принципах организации личностно ориентированного образовательного процесса в вузе // Самарский научный вестник. 2022. Т. 11. № 3. С. 339–344. doi: 10.55355/snv2022113320.
  15. Богоявленская Д.Б. Одарённость и творчество // Одарённый ребёнок. 2016. № 5. С. 6–16. EDN: WXTTYR.
  16. Беляев Д.А., Киреева Е.А. Инновационные образовательные технологии в личностно-ориентированном обучении // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 4-2. С. 37–41. EDN: YMFYHR.
  17. Антропова Л.В. Коммуникативная компетентность студента как объект формирования в процессе профессиональной подготовки в вузе // Вестник Череповецкого государственного университета. 2010. № 1. С. 15–20. EDN: MUZDVD.
  18. Николашкина В.Е., Шерайзина Р.М., Донина И.А. Профессионально-коммуникативная компетентность будущих юристов как предмет междисциплинарных исследований // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 489–497. EDN: XIBMBJ.
  19. Качалов Ю.А. Функциональные компоненты коммуникативной компетентности звукорежиссера // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2024. № 4. С. 63–72. EDN: HGNCJN.
  20. Пузанкова Е.Н., Байрамов Э.В. Модель формирования коммуникативной компетентности с использованием информационных технологий при обучении бакалавров педагогического образования // Ученые записки Орловского государственного университета. 2019. № 3. С. 307–312. EDN: HIZWPD.
  21. Качалов Ю.А. Модель формирования коммуникативной компетентности звукорежиссеров // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2024. Т. 21. № 3. С. 39–52. doi: 10.17673/vsgtu-pps.2024.3.3.
  22. Диагностика особенностей адаптации, деятельности и профессионально-личностных затруднений молодого педагога: сборник диагностических методик / сост. С.В. Данилов, Л.П. Шустова, Н.И. Кузнецова. Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2018. 98 с. EDN: MHMYYP.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Качалов Ю.А., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах