Изучение фонетики студентами лингвистических специальностей по методу «шедоуинг»: трудности и потенциальные решения
- Авторы: Дымова А.В.1, Карева В.Ю.2
-
Учреждения:
- Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург
- Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург (Россия) Университет Йювяскюля, Йювяскюля
- Выпуск: № 4 (2023)
- Страницы: 35-41
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/1003
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2023-4-35-41
- ID: 1003
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В исследовании использован метод «шедоуинг», который предполагает, что обучающиеся читают аутентичный текст на изучаемом иностранном языке вместе с диктором с целью копирования его темпа, ритма, особенностей связной речи и таким образом совершенствуют артикуляционные и иные фонетические, лексико-грамматические, переводческие навыки на иностранном языке. Несмотря на то, что данный метод, по наблюдениям других исследователей, помогает обучающимся улучшать беглость речи, артикуляционные и интонационные характеристики, в литературе отсутствует исчерпывающее описание проблем, возникающих у студентов лингвистических специальностей при изучении фонетики, которые были обнаружены авторами в ходе использования метода. Так, по материалам наблюдения за 96 студентами первого курса, обучающимися по направлениям подготовки 45.03.02 «Лингвистика» и 44.03.01 «Педагогическое образование», с уровнем английского языка от B1+ (CEFR) и выше был выявлен ряд трудностей, с которыми сталкиваются студенты лингвистических специальностей при применении данного метода: 1) сложности с составлением собственной разметки текста на начальном этапе; 2) скептицизм к вносимым коррективам, трудности в различении тонов; 3) неготовность определенного процента студентов посвящать достаточное время самостоятельной работе (около четверти студентов в данном исследовании); 4) сложности в произношении отдельных звуков, воспроизведении базовых тонов английского языка, произношении длинных смысловых групп на одном дыхании; 5) психологические барьеры. Авторы предлагают потенциальные пути решения данных проблем, такие как использование программного обеспечения Praat для анализа речи, измерения высоты тона и его интенсивности для разрешения спорных случаев при составлении разметки; подчеркивание и иллюстрация необходимости знания фонетических аспектов языка для достижения успешной коммуникации; целенаправленная работа с артикуляцией звуков, отсутствующих/отличающихся от русских.
Ключевые слова
Об авторах
Алена Вячеславовна Дымова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург
Автор, ответственный за переписку.
Email: dym.alyona@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2931-5199
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и перевода
РоссияВиктория Юрьевна Карева
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург (Россия)Университет Йювяскюля, Йювяскюля
Email: viktoriya-aksy@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-4667-3775
старший преподаватель кафедры иностранных языков и образовательных технологий, аспирант департамента психологии и образования
ФинляндияСписок литературы
- Загорак А. Формирование профессиональной переводческой компетенции в рамках дисциплины «Основы устного перевода по русскому языку» в словацком ВУЗе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 2. С. 93–98. EDN: ZWZEKH.
- Лукманова О.Б., Валяева Н.Ю. Потенциал использования платформы Flipgrid для формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов бакалавриата (из опыта работы кафедры английского языка и профессиональной коммуникации НГЛУ им. Н. А. Добролюбова) // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2022. № 58. С. 141–157. doi: 10.47388/2072-3490/lunn2022-58-2-141-157.
- Заболотнева О.Л., Кожухова И.В. Некоторые приемы обучения аудированию студентов языковых факультетов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 3. С. 40–52. doi: 10.24412/2304-120X-2021-11013.
- Биянова М.В. Техника изучения иностранного языка Shadowing // Вестник педагогического опыта. 2019. № 45. С. 5–8. EDN: YNXMRS.
- Kadota S. Shadowing as a practice in second language acquisition: Connecting inputs and outputs. London: Routledge, 2019. 214 p.
- Бубнова А.С. Обучение устному переводу: теневой повтор как универсальное упражнение на подготовительном этапе // Перспективы науки и образования. 2018. № 5. С. 171–178. doi: 10.32744/pse.2018.5.19.
- Mahdi H.S., Alkhammash R., Al-Athwary A.A.H. Using high variability phonetic training as a contextualized tool in the development of English consonant clusters pronunciation among Saudi EFL learners // Education and Information Technologies. 2023. P. 1–20. doi: 10.1007/s10639-023-12113-9.
- Иванова А.М., Малыгина Е.В. Возможности использования современного медиа-контента Ted Talks в обучении английскому языку как второму иностранному // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 3. С. 49–57. EDN: YMZIKP.
- Teeter J.L. Improving motivation to learn English in Japan with a self-study shadowing application // Languages. 2017. № 4. P. 1–27. doi: 10.3390/languages2040019.
- Лачугина Е.Н. Метод теневого подхода (shadowing) в рамках беспереводного подхода обучению иностранным языкам // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 2-1. С. 393–398. doi: 10.34670/AR.2022.60.28.007.
- Голощапова М.В., Павлова А.В. Дидактический потенциал аудиокниги для организации внеаудиторной самостоятельной работы // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 4. С. 231–236. EDN: HMPYXN.
- Zajdler E. Speech shadowing as a teaching technique in the CFL classroom // Lingua Posnaniensis. 2020. Vol. 62. № 1. P. 77–88. doi: 10.2478/linpo-2020-0005.
- Huang Hsin-Yi Cyndi, Barrett N.E., Lo Ming-Fen, Tseng Chiung-Jung. The effectiveness of shadowing practice with web-based apps: towards promoting the comprehensibility and lexical-level intelligibility of EFL students’ presentations // English Teaching & Learning. 2023. P. 1–20. doi: 10.1007/s42321-023-00145-w.
- Dsouza J. The study of the impact of shadowing exercise in reducing speaking anxiety among college students // Research journal of English language and literature (RJELAL). 2022. Vol. 10. № 3. P. 105–110. doi: 10.33329/rjelal.10.3.105.
- Agarwal C., Chakraborty P. A review of tools and techniques for computer aided pronunciation training (CAPT) in English // Education and Information Technologies. 2019. Vol. 24. P. 3731–3743. doi: 10.1007/s10639-019-09955-7.
- Hsieh K.T., Dong D.H., Wang L.Y. A preliminary study of applying shadowing technique to English intonation instruction // Taiwan Journal of Linguistics. 2013. Vol. 11.2. P. 43–66. doi: 10.6519/TJL.2013.11(2).2.
- Веренинова Ж.Б., Соколова В.Л. Фонетические ошибки в речи студентов на защите выпускной квалификационной работы на английском языке: коммуникативные последствия и рекомендации по исправлению // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023. № 2. С. 15–21. doi: 10.52070/2500-3488_2023_2_847_15.
- Nakayama T. Effectiveness of the visual–auditory shadowing method on learning the pronunciation of kanji // Japanese Psychological Research. 2021. Vol. 63. № 1. P. 26–34. doi: 10.1111/jpr.12278.
- Sumiyoshi H. The effect of shadowing: exploring the speed variety of model audio and sound recognition ability in the Japanese as a foreign language context // Electronic Journal of Foreign Language Teaching. 2019. Vol. 16. № 1. P. 5–21.
- Zarei A.A., Alipour H. Shadowing and scaffolding techniques affecting L2 reading comprehension // Applied Research on English Language. 2020. Vol. 9. № 1. P. 53–74. doi: 10.22108/ARE.2019.117030.1462.