Инновационные методы обучения политологов в российском вузе


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Дисциплины специальности «Политология» отличаются своей вариативностью, наличием множества теорий и концепций, имеющих одинаково научный характер. Следовательно, преподавание этих дисциплин предлагает специфические возможности для развития творческого мышления, практических навыков и теоретических знаний студентов. В статье описано исследование уровня знаний студентов-политологов по дисциплине «Политические технологии» в вузе. Оценка полученных знаний производилась в форме избирательного тестирования по результатам обучения дисциплине в традиционной и инновационной формах организации процесса обучения. Традиционные и инновационные лекции, а также практические занятия разных форм организации рассматривались отдельно. Инновационными лекциями стали проблемная лекция, бинарная лекция, лекция-визуализация, лекция-консультация, лекция – анализ ситуаций. Инновационными практическими занятиями стали занятия с применением следующих методов и приемов обучения: диалоги и интервью в парах, импульс-сообщения, ролевые игры, доски с заметками, карточки, карты мнений, метод Case Study. Исследование уровня полученных студентами знаний показало высокую результативность использования инновационных методов и форм обучения политическим дисциплинам. Итоговые показатели продемонстрировали разницу в уровне знаний, усвоенных на традиционных и инновационных лекциях (показатель качества знаний при традиционных лекциях – 14,4 %, при инновационных лекциях – 15,6 %). Более высокий уровень знаний студенты продемонстрировали после инновационных занятий. Исследование позволяет сделать вывод о необходимости внедрения в процесс преподавания политических дисциплин в вузах инновационных методов, технологий и средств обучения, что соответствует интересам студентов и уровню развития общества на современном этапе.

Об авторах

Елена Викторовна Пыхтеева

Омская гуманитарная академия

Автор, ответственный за переписку.
Email: pichteeva@mail.ru

кандидат политических наук, доцент кафедры политологии, социально-гуманитарных дисциплин и иностранных языков

Россия, 644105, Россия, г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2А

Список литературы

  1. Абрамов А.В., Воробьёв А.П. Проблемы политологического образования в современной России. Попытка количественного исследования // Обозреватель. 2021. № 7. С. 96–110. doi: 10.48137/2074-2975_2021_7_96.
  2. Беляева Н.М. Преподавание политологии в российских университетах: обзор учебной литературы // Вестник Пермского университета. Политология. 2018. № 3. С. 182–194. EDN: VBEVIK.
  3. Борзова Т.А. Возвращение к истокам: о подходах к преподаванию курса «основы российской государственности» в высшей школе // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 4. С. 138–142. doi: 10.24412/1991-5497-2023-4101-138-142.
  4. Телятник Т.Е. Современные интерактивные образовательные технологии в системе высшего образования (на примере преподавания политологии в вузе) // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 8. С. 94–97. EDN: MACYOV.
  5. Алексеева Т.А., Соловьев А.И., Коваленко В.И., Ирхин Ю.В., Капустин Б.Г., Комаровский В.С., Кализе М., Хонг-Мьонг К. Современные проблемы преподавания политической науки в высшей школе // Полис. Политические исследования. 2001. № 5. С. 123–153. EDN: ESCUKD.
  6. Ирхин Ю.В. Переосмысливая институциональные подходы в политических науках: новые перспективы // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2015. № 1. С. 9–20. EDN: VNWZJT.
  7. Ветренко И.А. Политическая наука и политологическое образование в регионах России: проблемы и возможности // Высшая школа Казахстана. 2019. № 2. С. 4–6. EDN: NAEKEC.
  8. Звягинцева Е.П., Манахова Е.Б. Создание условий для самомотивации будущих политологов в процессе иноязычного обучения // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2018. Т. 8. № 6. С. 29–34. EDN: VMQAMI.
  9. Гукова И.Н., Бойко Ж.В., Половнева Л.С. Состояние политического образования в современной России: проблемы и пути их решения // Via in Tempore. История. Политология. 2021. Т. 48. № 1. С. 238–248. doi: 10.52575/2687-0967-2021-48-1-238-248.
  10. Дианов С.А., Дианова Ю.В. Гуманитарное образование и политическое просвещение в негуманитарном вузе: взгляд педагога высшей школы // Педагогика и просвещение. 2023. № 2. С. 1–9. doi: 10.7256/2454-0676.2023.2.39827.
  11. Жилавская И.В. Системные и институциональные трансформации российского медиаобразования. М.: Московский педагогический государственный университет, 2021. 368 с. doi: 10.31862/9785426310438.
  12. Бродовская Е.В., Давыдова М.А., Лукушин В.А. Колернинговые технологии в политологическом образовании: возможности, эффекты и перспективы // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2021. № 4. С. 32–42. doi: 10.24412/2071-6141-2021-4-32-42.
  13. Шерехова О.М. Педагогические условия формирования антикоррупционной позиции у бакалавров политологии в процессе иноязычного образования // Конструктивные педагогические заметки. 2021. № 9-1. С. 21–33. EDN: JAQUEF.
  14. Короткевич А.В., Лучина В.Н. Универсальные компетенции для устойчивого развития: определение границ и понятий // Журнал Белорусского государственного университета. Экология. 2019. № 2. С. 4–12. EDN: WCSAPU.
  15. 15. Нигматуллина И.В. Педагогические инновации в высшей школе: психологические особенности интерактивных методов обучения // Высшее образование сегодня. 2018. № 7. С. 10–18. doi: 10.25586/RNU.HET.18.07.P.10.
  16. Nikiporets-Takigawa G.Yu., Afonin M.V., Krivova A.L., Otyutskiy G.P. The main trends and development prospects of modern political science education in Russia // Perspectives of Science and Education. 2020. № 4. С. 164–179. doi: 10.32744/pse.2020.4.11.
  17. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. 3-е изд. Ростов на/Д.: Феникс, 2006. 375 с. EDN: WQENKT.
  18. Слепцова А.С. Психодиагностика персонала. Ростов на/Д.: Феникс, 2010. 320 с. EDN: PFZMXA.
  19. Игнатьева И.Ф., Исаев Б.А. Подготовка студентов в условиях коммерциализации образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-3. С. 98–102. EDN: YYJKIX.
  20. Сацута А.И. Компетентностный подход в подготовке специалистов в вузах и его реализация в политологическом образовании // Социально-гуманитарное обозрение. 2022. № 1. С. 51–56. EDN: KAQUDX.
  21. Орланов Г., Фельдман П., Федякин А., Ежов Д. О социализирующей роли политологии как учебной дисциплины в условиях критического переосмысления либеральных западных доктрин // Свободная мысль. 2022. № 2. С. 63–76. EDN: ZOJLSV.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Тольяттинский государственный университет, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах