Ценностные ориентации, номинирующие будущего педагога как объект прогностического описания


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Дискуссия о роли ценностей в индивидуальном и общественном сознании ведется на протяжении длительного времени. Столь же значимым и изучаемым является вопрос интерпретации ценностных ориентаций, обуславливающих процесс выбора жизненных стратегий и регуляции социального поведения человека и общества. Цель работы – выявить базовые ценности и проанализировать параметры ценностных ориентаций как отдельно взятой личности, так и социальной группы студенческой молодежи. В качестве метода исследования выбрана рефлексивная методика выявления ценностей. Эмпирическая технология двойных открытых вопросов позволила на основе свободно записанных ценностей и индивидуальных смысловых представлений выявить ключевые ценностные ориентации студентов, которые могут быть взяты за основу при разработке эффективных технологических решений оптимизации обучения студентов вуза. В исследовании приняли участие 90 студентов педагогического направления подготовки Волгоградского государственного аграрного университета в возрасте от 18 до 26 лет, из них 52 девушки и 38 юношей. Количественные и качественные оценки позволили рассмотреть особенности жизненных ценностей по их степени популярности, значимости и удовлетворенности ими студентов-педагогов как части студенческой молодежи и одной из форм проявления национальной идентичности. Результаты исследования показали, что в структуре жизненных ценностей студентов-педагогов высокую популярность имеют семья, здоровье, материальное благополучие. Значимыми в жизни ценностями считаются патриотизм, эффективность в делах и семья. Наибольшая удовлетворенность состоянием выявлена для таких ценностей, как трансляция опыта молодым, семья и образование. Зафиксирована слабая представленность таких ориентаций, как достоинство, честь, вера, добро, радость, счастье, ответственность, улучшение окружающей среды.

Об авторах

Анна Валерьевна Черняева

Волгоградский государственный аграрный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: AMBA81@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9830-1044

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и методики профессионального обучения

Россия, 400002, Россия, г. Волгоград, Университетский пр-т, 26

Юлия Владимировна Шагина

Волгоградский государственный аграрный университет

Email: shaginau.v@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики профессионального обучения

Россия, 400002, Россия, г. Волгоград, Университетский пр-т, 26

Список литературы

  1. Шилова Н.П., Владыко А.К. Этапы взросления в российской современной культуре // Сибирский психологический журнал. 2021. № 82. С. 37–53. doi: 10.17223/17267080/82/3.
  2. Шилова Н.П., Владыко А.К. Временная перспектива и важность жизненных событий в юношестве // Вестник университета. 2023. № 3. С. 218–226. doi: 10.26425/1816-4277-2023-3-218-226.
  3. Орлова Г.В. Я-концепция студента в контексте его жизнедеятельности // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2015. № 4. С. 70–73. EDN: VWOTNZ.
  4. Ananev B.G. The Psychophysiology of the Student-Age Population and the Assimilation of Knowledge // Soviet Education. 1973. Vol. 15. № 5-6. P. 110–126. doi: 10.2753/RES1060-9393150506110.
  5. Черняева А.В., Шахнубарян К.А. Предикторы адаптивности коммуникативно-личностного развития будущего педагога на этапе профессиональной подготовки // Высшее образование сегодня. 2023. № 6. С. 144–149. EDN: VDPDIP.
  6. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., Лебедева Е.В. Транспрофессионализм как предиктор преадаптации субъекта деятельности к профессиональному будущему // Сибирский психологический журнал. 2021. № 79. С. 89–107. doi: 10.17223/17267080/79/6.
  7. Черняева А.В. Общечеловеческие ценности камнетерапии в обеспечении психологического здоровья личности // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. 2014. Т. 19. № 24. С. 179–182. EDN: TCTTAF.
  8. Ананьев Б.Г. Интеллектуальное развитие взрослых людей как характеристика обучаемости (к постановке вопроса) // Человек и образование. 2008. № 1. С. 45–53. EDN: IJTVPR.
  9. Шилова Н.П. Формирование жизненного пространства в юношеском возрасте // Психология и психотехника. 2023. № 2. С. 11–23. doi: 10.7256/2454-0722.2023.2.39131.
  10. Пилишвили Т.С., Савушкина А.И., Данилова А.Л., Соруко Торрес Н.К. Психологическое благополучие и ценностно-смысловая сфера личности студентов-психологов // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 4. С. 126–156. doi: 10.17853/1994-5639-2021-4-126-156.
  11. Арендачук И.В. Характеристики психологической готовности к социальной активности как детерминанты разных форм ее проявления у российской студенческой молодежи в Саратовском регионе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18. № 1. С. 64–84. doi: 10.22363/2313-1683-2021-18-1-64-84.
  12. Гордеева Т.О., Сычев О.А. Стратегии самомотивации: качество внутреннего диалога важно для благополучия и академической успешности // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 5. С. 6–16. doi: 10.17759/pse.2021260501.
  13. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Егоров В.А. Диагностика жизненных целей: Краткая версия опросника «Индекс стремлений» // Психологический журнал. 2023. Т. 44. № 4. С. 49–62. doi: 10.31857/S020595920027085-9.
  14. Ронгинская Т.И. Системный подход к анализу психологических понятий: вклад В.А. Ганзена в развитие российской психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Т. 12. № 1. С. 55–70. doi: 10.21638/spbu16.2022.105.
  15. Саганенко Г.И., Степанова Е.И., Гегер А.Э. Потенциал рефлексивных методов в выявлении релевантных ценностей // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2011. № 32. С. 75–103. EDN: OJILON.
  16. Саганенко Г.И., Гегер А.Э. Сравнение ценностных ориентации студентов на интервале в 10 лет: вопросы методологии и результаты // Высшее образование в России. 2016. № 12. С. 22–33. EDN: XEQCOP.
  17. Гегер А.Э. Выявление индивидуальных и групповых ценностей в группе молодёжи. Релевантные методические решения // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 132–141. EDN: LSRJIL.
  18. Гегер А.Э. Изучение ценностных ориентаций социальных групп: методы взаимосвязи и получения результата // Петербургская социология сегодня. 2010. Т. 1. С. 86–106. EDN: QCJNGN.
  19. Тарасов С.В., Баева И.А., Кондакова И.В. Ценностные ориентации и психологическая безопасность педагогов в образовательных организациях, расположенных на разной удаленности от территориального центра субъекта РФ // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2022. № 204. С. 164–178. doi: 10.33910/1992-6464-2022-204-164-178.
  20. Харичев А.Д., Шутов А.Ю., Полосин А.В., Соколова Е.Н. Восприятие базовых ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России (по материалам исследований и апробации) // Журнал политических исследований. 2022. Т. 6. № 3. С. 9–19. doi: 10.12737/2587-6295-2022-6-3-9-19.
  21. Bandura A. Moral Disengagement: How People Do Harm and Live With Themselves. New York: Worth Publishers, 2016. 446 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Тольяттинский государственный университет, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах