Особенности восприятия студентами вузов феномена цифровизации на основе двумерного анализа предикторов компьютеризации и информатизации образования: методика исследования
- Авторы: Абрамян Г.В.1
-
Учреждения:
- Адрес 1: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Адрес 2: Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова
- Выпуск: № 2 (2024)
- Страницы: 7-18
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/1062
- DOI: https://doi.org/10.18323/3034-2996-2024-2-7-18
- ID: 1062
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В связи с переходом системы образования к этапу цифровизации перед российскими вузами стоят задачи, с одной стороны, разработки и использования новых цифровых ресурсов, средств, технологий и моделей электронно-цифрового обучения, а с другой – поиска оптимальных режимов интеграции сложившихся дидактических систем с новыми цифровыми платформами, средами, системами и процессами. Разработана методика исследования восприятия студентами вузов феномена цифровизации на основе многоуровневого анализа предикторов достигнутых вузами результатов информатизации и компьютеризации. Представлены результаты многомерного прогностического анализа оценок соответствия оборудования, технологий, устройств, гаджетов, объектов, ресурсов, технологий и инструментов, относящихся, по мнению респондентов, к предметным областям/процессам компьютеризации, информатизации и цифровизации, на основе авторской системы прогностических предикторов – относительных указателей распределенных в двумерном массиве вертикальных и горизонтальных показателей взаимовлияния/активности/включенности оцениваемых респондентами объектов/ресурсов/процессов компьютеризации, информатизации и цифровизации. Основным методом исследования был цифровой опрос, в котором приняли участие 369 студентов различных направлений подготовки РГПУ им. А.И. Герцена и ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова. В понимании испытуемых базовой основой процесса цифровизации являются процессы информатизации и компьютеризации. По мнению респондентов, процессы компьютеризации, информатизации и цифровизации оказались линейно связаны между собой. Однако исследование выявило нелинейные отклонения двумерных оценок по ряду показателей. В частности, были установлены различия в оценках по некоторым существенным предикторам у студентов гуманитарных и коммуникационно-технологических направлений подготовки.
Об авторах
Геннадий Владимирович Абрамян
Адрес 1: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,Адрес 2: Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова
Автор, ответственный за переписку.
Email: abramyangv@gumrf.ru
ORCID iD: 0000-0002-5440-1411
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информационных технологий и электронного обучения, профессор кафедры вычислительных систем и информатики
Россия, Адрес 1: 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, 48. Адрес 2: 198035, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7.Список литературы
- Vial G. Understanding digital transformation: A review and a research agenda // The Journal of Strategic Information Systems. 2019. Vol. 28. № 2. P. 118–144. doi: 10.1016/j.jsis.2019.01.003.
- Kretschmer T., Khashabi P. Digital Transformation and Organization Design: An Integrated Approach // California Management Review. 2020. Vol. 62. № 4. P. 86–104. doi: 10.1177/0008125620940296.
- Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107–113. doi: 10.26170/po18-08-15.
- Гнитецкая Т.Н., Иванова Е.Б., Резник Б.Л., Афремов Л.Л., Мартыненко А.Б. О понятии «информация» и методологии информатизации образования // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2018. Т. 9. № 4. С. 49–57. doi: 10.18721/JHSS.9406.
- Мордовец В.А., Новоселов А.В. Концепция цифровой безопасности в условиях цифровизации организаций высшего образования // Технико-технологические проблемы сервиса. 2023. № 3. С. 58–62. EDN: YVFDNC.
- Лосева О.В., Абдикеев Н.М. Концепция человеческого интеллектуального капитала в условиях цифровизации экономики // Экономика. Налоги. Право. 2021. Т. 14. № 2. С. 72–83. EDN: BBLCVJ.
- Бордовская Н.В., Кошкина Е.А., Тихомирова М.А., Мелкая Л.А. Смешанные образовательные технологии в высшем образовании: систематический обзор отечественных публикаций // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 8-9. С. 58–78. doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-58-78.
- Садыртдинов Р.Р. Уровень цифровизации регионов России // Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 10. С. 230–235. doi: 10.47475/1994-2796-2020-11029.
- Рудева А.В. Анализ содержательных аспектов восприятия студентами цифровизации: обзор основных концепций и понятий // Информация–Коммуникация–Общество. 2024. Т. 1. С. 371–375. EDN: DMKRYI.
- Тихонов С.В., Сухорукова И.В. Инновационная концепция информатизации процесса обучения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2. С. 109–115. EDN: XZUUAC.
- Лобанов В.С., Иванников А.Д., Богатырь Б.Н. Концепция информатизации высшего образования России // Высшее образование в России. 1994. № 1. С. 30–52. EDN: EUAVTF.
- Абламейко С.В., Воротницкий Ю.И., Курбацкий А.Н., Листопад Н.И. «Облачная» концепция информатизации системы образования Республики Беларусь // Информатизация образования. 2012. № 3. С. 13–29. EDN: YMBPTQ.
- Роберт И.В. Методология научно-педагогического исследования в области информатизации образования // Педагогическая информатика. 2019. № 3. С. 109–130. EDN: CRMZTK.
- Герова Н.В. О концепции информатизации гуманитарного педагогического образования // Ученые записки ИИО РАО. 2003. № 8. С. 3–6. EDN: LNEVQO.
- Барабаш П.А., Советов Б.Я. Концепция информатизации профессионального образования в Санкт-Петербурге // Ученые записки ИИО РАО. 2006. № 21. С. 3–5. EDN: MULKZV.
- Роберт И.В. Методология научной области «информатизация образования» // Ученые записки ИИО РАО. 2011. № 37. С. 3–32. EDN: OIIHIT.
- Роберт И.В. Методология информатизации образования // Проблемы современного образования. 2011. № 2. С. 28–60. EDN: NTPKKH.
- Бурмистрова А.С. Информатизация отечественного образования: концепция научных исследований // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 8. С. 27–29. EDN: KXYCOV.
- Cмолян Г.Л., Черешкин Д.С. Двадцать лет спустя (от концепции информатизации советского общества к Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации) // Информационные ресурсы России. 2009. № 2. С. 11–18. EDN: LAFKNP.
- Ольховая Т.А., Мурзаханова Э.И., Мучкаева Е.А. Восприятие студентами университета феноменов «цифровое общество» и «цифровая культура» // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 1. С. 36–48. doi: 10.17513/spno.31492.