Обучение через преподавание: внеаудиторный подход


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена вопросу применения метода обучения через преподавание за рамками аудиторных занятий как эффективному инструменту формирования академических (лингвистических и переносимых) и жизненных навыков, положительных личностных характеристик и пропаганде социально значимых ценностей у студентов неязыковых направлений подготовки. В основе исследования лежит эксперимент, участниками которого стали 20 студентов первого курса Невинномысского технологического института, обучающихся по специальности «Химическая технология неорганических веществ». Эксперимент проводился под руководством автора статьи. В процессе эксперимента, который длился два академических семестра (с сентября по декабрь 2023 г.), участники помогали с выполнением домашних заданий воспитанникам (в возрасте от 8 до 14 лет) местного интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Целью исследования было выявление академических и неакадемических навыков, которые могут быть приобретены и усовершенствованы посредством преподавательской практики. Результаты эксперимента были собраны и обработаны с помощью метода нарративного интервью (обмен опытом через ответ на поставленный вопрос) и показали присутствие как академических, так и универсальных навыков. Благодаря внеаудиторной обстановке (условиям жизни и обучения в интернате) участники погрузились в среду социально-эмоционального обучения и отметили преимущества данного опыта как для будущей профессиональной деятельности, так и для повседневной жизни. Несмотря на определенные трудности академического и неакадемического характера, с которыми участники и организаторы столкнулись в процессе практического применения этого метода, он оказался продуктивным, и автор рекомендует его к использованию для изучения и преподавания других учебных дисциплин.

Об авторах

Вера Николаевна Голодная

Невинномысский технологический институт (филиал) Северо-Кавказского федерального университета

Автор, ответственный за переписку.
Email: vgolodnaia@ncfu.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных и математических дисциплин

Россия, 357108, Россия, г. Невинномысск, ул. Гагарина, 1

Список литературы

  1. Stholhans S. Learning by teaching: developing transferable skills // Employability for languages: a handbook. Dublin: Research publishing, 2003. P. 161–164.
  2. Duran D. Learning-by-teaching. Evidence and implications as a pedagogical mechanism // Innovations in Education and Teaching International. 2016. Vol. 54. № 5. P. 32–34. doi: 10.1080/14703297.2016.1156011.
  3. Koponen M., Asikainen M.A., Viholainen A., Hirvonen P.E. Using network analysis methods to investigate how future teachers conceptualize the links between the domains of teacher knowledge // Teaching and Teacher Education. 2019. Vol. 79. № 1. P. 137–152. doi: 10.1016/j.tate.2018.12.010.
  4. Findeisen S., Deutscher V.K., Seifried J. Fostering prospective teachers’ explaining skills during university education – Evaluation of a training module // Higher Education. 2021. Vol. 81. P. 1097–1113. doi: 10.1007/s10734-020-00601-7.
  5. Lachner A., Jacob L., Hoogerheide V. Learning by writing explanations: Is explaining to a fictitious student more effective than self-explaining? // Learning and Instruction. 2021. Vol. 74. Article number 1011438. URL: 10.1016/j.learninstruc.2020.101438.
  6. Antonacopoulou E.P., Gabriel Y. Emotion, Learning and Organization Change // Journal of Organizational Change Management. 2001. Vol. 14. № 5. P. 435–451. doi: 10.1108/EUM0000000005874.
  7. Cortese C.G. Learning through teaching // Management Learning. 2005. Vol. 36. № 1. P. 19–31. doi: 10.1177/1350507605049905.
  8. Fiorella L., Kuhlmann S. Creating drawings enhances learning by teaching // Journal of Educational Psychology. 2020. Vol. 112. № 4. P. 811–822. doi: 10.1037/edu0000392.
  9. Lee I. Supporting greater autonomy in language learning // ELT Journal. 1998. Vol. 52. № 4. P. 282–289. EDN: INYGIZ.
  10. Lai Yi-Chen, Peng Li-Hsun. Effective teaching and activities of excellent teachers for the sustainable development of higher design education // Sustainability. 2020. Vol. 12. № 1. P. 28–32. doi: 10.3390/su12010028.
  11. Sheerin S. An exploration of the relationship between self-access and independent learning // Autonomy and independence in language learning. London: Longman, 2007. P. 54–65.
  12. Grzega J., Schöner M. The didactic model LdL (Lernen durch Lehren) as a way of preparing students for communication in a knowledge society // Journal of Education for Teaching: International research and pedagogy. 2008. Vol. 34. № 3. P. 167–175. doi: 10.1080/02607470802212157.
  13. Miller A. Word count vs Text count: an Alternative approach for ER students // Academia letters. 2021. Article 437. doi: 10.20935/AL437.
  14. Pellitteri J., Smith B. Building academic success on social and emotional learning: What does the research say? edited by Joseph E. Zins et al. A Review of: “Roger P. Weissberg, Margaret C. Wang, and Herbert J. Walberg (2004), New York: Teacher College Press, 244 Pages // Reading and Writing Quarterly. 2007. Vol. 23. № 2. P. 197–202. doi: 10.1080/10573560600992837.
  15. Jeon Hyeon Gyu, Lee Kun Chang. C. Emotional factors affecting knowledge sharing intentions in the context of competitive knowledge network // Sustainability. 2020. Vol. 12. № 4. Article number 1510. DOI: https://doi.org/10.3390/su12041510.
  16. Pentland B.T. Building Process Theory with Narrative: From Description to Explanation // Academy of Management Review. 1999. Vol. 24. P. 711–724. doi: 10.5465/amr.1999.2553249.
  17. Moenandar S.-J., Basten F., Taran G., Panagoulia A., Coughlan G., Duarte J. The structured narrative interview. Narrative Inquiry // Narrative Inquiry. 2024. Vol. 4. P. 1–28. doi: 10.1075/ni.23079.moe.
  18. Roelle J., Nickles M. Generative learning versus retrieval practice in learning from text: The cohesion and elaboration of the text matters // Journal of Educational Psychology. 2019. Vol. 111. № 8. P. 1341–1361. URL: 10.1037/edu0000345.
  19. Moenandar S.-J., Huisman K. Storytelling as a tool for student career counseling // Storytelling in arts, culture and identity Formation. 2019. P. 105–114.
  20. Sharan Y. Cooperative learning for academic and social gains: Valued pedagogy, problematic practice // European Journal of Education. 2010. Vol. 45. № 2. P. 300–313. doi: 10.1111/j.1465-3435.2010.01430.x.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Тольяттинский государственный университет, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах