Использование текстов русских народных песен в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе
- Авторы: Назарова Н.В.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный институт культуры
- Выпуск: № 2 (2024)
- Страницы: 27-34
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/1064
- DOI: https://doi.org/10.18323/3034-2996-2024-2-27-34
- ID: 1064
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Профессиональная деятельность выпускников творческого вуза во многом связана с популяризацией культурного наследия народов России. Статья посвящена потенциалу дисциплины «Иностранный язык» в приобщении студентов к ценностям русской народной культуры. Было проведено исследование возможности использования переводов текстов лирических русских народных песен на занятиях по иностранному языку для развития языковых навыков, совершенствования речевых навыков и умений, а также для знакомства студентов с национальной картиной мира, отображенной в текстах песен, с их образностью и символикой. В статье изложены три этапа работы с песнями: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. Представлены типы заданий для каждого этапа в соответствии с его целью. Помимо развития иноязычных умений в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности, акцент делается на анализе способов передачи средствами английского языка русской безэквивалентой лексики, образов, символов, лексических и синтаксических выразительных средств. Выполняя предложенные задания, студенты знакомятся с богатым культурным наследием России. Как показало проведенное исследование, привлечение песенного материала способствует развитию творческих способностей студентов, повышает их мотивацию к изучению иностранного языка, способствует формированию общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих работников культурной сферы. Следует также отметить практическую направленность представленных в статье учебных заданий, которые можно использовать на занятиях по иностранному языку для студентов разных направлений подготовки.
Ключевые слова
Об авторах
Наталья Владимировна Назарова
Самарский государственный институт культуры
Автор, ответственный за переписку.
Email: trafalgarmalova@list.ru
ORCID iD: 0009-0009-2646-2012
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры культурологии, музеологии и искусствоведения
Россия, 443010, Россия, г. Самара, ул. Фрунзе, 167Список литературы
- Ageenko N.V., Startseva N.V. Value orientations in extracurricular // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-4. С. 7–10. EDN: CNUOZO.
- Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Международные отношения, 1996. 411 с.
- Смирнова С.И., Кондюрина И.М., Иванов А.В. Эффективность воспитательной деятельности в процессе обучения студентов иностранному языку неязыковых вузов // Вестник педагогических наук. 2022. № 4. С. 222–226. EDN: FOVZNZ.
- Храмова Ю.Н., Хайруллин Р.Д., Ипатова И.С. Формирование нравственных и культурных ценностей в процессе обучения иностранному языку в юридическом вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-4. С. 270–273. EDN: BQBDCT.
- Мамлеева А.Ф. Особенности художественного текста как средства формирования нравственных качеств личности на занятиях по иностранному языку в многопрофильном вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 179. С. 40–50. doi: 10.20310/1810-0201-2019-24-179-40-50.
- Алиева П.Ш. Иностранные языки как фактор личностного роста в системе высшего образования казачества // Вестник Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Ра¬зу¬мов¬с¬ко¬го (Первый казачий университет). Серия общественных наук. 2023. № 1. С. 122–129. EDN: FOTAZG.
- Мизюрова Э.Ю. Духовно-нравственное воспитание обучающихся вуза средствами иностранного языка // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес¬гаф¬та. 2022. № 5. С. 280–285. EDN: ILZEGJ.
- Bessadet L. Drama-Based Approach in English Language Teaching // Arab World English Journal (AWEJ). 2022. Vol. 13. № 1. P. 98–107. doi: 10.24093/awej/vol13no1.34.
- Kumar T., Qasim A., Bahareen S.M., Shah A.H. Improving EFL students’ speaking proficiency and self-confidence using drama technique // Cypriot Journal of Educational Sciences. 2022. Vol. 17. № 2. P. 372–383. doi: 10.18844/cjes.v17i2.6813.
- Григорьева В.Г., Назарова Н.В. Применение технологии драматизации для формирования ценностных ориентиров студентов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 20. № 3. C. 87–98. doi: 10.17673/vsgtu-pps.2023.3.7.
- Алеевская А.О. Формирование нравственных и культурных ценностей в процессе изучения иностранного языка в профильном вузе // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Ас-тафь¬е¬ва (Вестник КГПУ). 2017. № 1. С. 167–169. EDN: YHCIIP.
- Стихина И.А. Воспитательный процесс на уроках иностранного языка в неязыковом вузе: выбор тем и заданий // На пути к гражданскому обществу. 2023. № 2. С. 28–31. EDN: WISPAK.
- Соколова О.Л., Скопова Л.В. Воспитание патриотизма у студентов неязыкового вуза в процессе обучения профессионально ориентированному иностранному языку // Нижегородское образование. 2022. № 3. С. 32–41. EDN: PRSIBL.
- Трофимова И.Г., Агафонова Г.З., Никитина И.Г. О патриотическом воспитании студентов технических специальностей в процессе изучения иностранного языка // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яков¬ле¬ва. 2020. № 2. С. 210–218. doi: 10.37972/chgpu.2020.107.2.026.
- Ариян М.А., Золотова М.В., Карпова Ю.Н. Отечественный художественный фильм как средство формирования патриотических качеств у студентов на занятиях по иностранному языку // Язык и культура. 2023. № 63. С. 100–120. EDN: LYXNHZ.
- Гриднева Н.А., Владимирова С.М. Использование аутентичного песенного материала на начальном этапе обучения РКИ // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020. № 2. С. 62–74. doi: 10.17673/vsgtu-pps.2020.2.5.
- Варданян Л.В., Коротова О.Г. Формирование фонетических навыков с использованием аутентичного песенного материала на уроках английского языка // Глобальный научный потенциал. 2022. № 12. С. 67–70. EDN: SKRRYW.
- Помигуева Е.А. Фольклор как средство формирования лингвокультурологической компетенции у иностранных учащихся на уроках русского языка // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 5-1. С. 289–294. EDN: CPIXSO.
- Рагулина Э.С., Арзамасцева Н.Ю. Использование песенного материала на занятиях по РКИ (из опыта работы) // Профессорский журнал. Серия: Русский язык и литература. 2020. № 4. С. 18–22. doi: 10.18572/2687-0339-2020-4-18-22.
- Воронин В.А. Современные методы обучения английскому языку: возможности использования песенного материала и особенности организации и проведения урока // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 5. С. 43–48. EDN: LYEEOQ.