Использование текстов русских народных песен в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Профессиональная деятельность выпускников творческого вуза во многом связана с популяризацией культурного наследия народов России. Статья посвящена потенциалу дисциплины «Иностранный язык» в приобщении студентов к ценностям русской народной культуры. Было проведено исследование возможности использования переводов текстов лирических русских народных песен на занятиях по иностранному языку для развития языковых навыков, совершенствования речевых навыков и умений, а также для знакомства студентов с национальной картиной мира, отображенной в текстах песен, с их образностью и символикой. В статье изложены три этапа работы с песнями: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. Представлены типы заданий для каждого этапа в соответствии с его целью. Помимо развития иноязычных умений в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности, акцент делается на анализе способов передачи средствами английского языка русской безэквивалентой лексики, образов, символов, лексических и синтаксических выразительных средств. Выполняя предложенные задания, студенты знакомятся с богатым культурным наследием России. Как показало проведенное исследование, привлечение песенного материала способствует развитию творческих способностей студентов, повышает их мотивацию к изучению иностранного языка, способствует формированию общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих работников культурной сферы. Следует также отметить практическую направленность представленных в статье учебных заданий, которые можно использовать на занятиях по иностранному языку для студентов разных направлений подготовки.

Об авторах

Наталья Владимировна Назарова

Самарский государственный институт культуры

Автор, ответственный за переписку.
Email: trafalgarmalova@list.ru
ORCID iD: 0009-0009-2646-2012

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры культурологии, музеологии и искусствоведения

Россия, 443010, Россия, г. Самара, ул. Фрунзе, 167

Список литературы

  1. Ageenko N.V., Startseva N.V. Value orientations in extracurricular // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-4. С. 7–10. EDN: CNUOZO.
  2. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Международные отношения, 1996. 411 с.
  3. Смирнова С.И., Кондюрина И.М., Иванов А.В. Эффективность воспитательной деятельности в процессе обучения студентов иностранному языку неязыковых вузов // Вестник педагогических наук. 2022. № 4. С. 222–226. EDN: FOVZNZ.
  4. Храмова Ю.Н., Хайруллин Р.Д., Ипатова И.С. Формирование нравственных и культурных ценностей в процессе обучения иностранному языку в юридическом вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-4. С. 270–273. EDN: BQBDCT.
  5. Мамлеева А.Ф. Особенности художественного текста как средства формирования нравственных качеств личности на занятиях по иностранному языку в многопрофильном вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 179. С. 40–50. doi: 10.20310/1810-0201-2019-24-179-40-50.
  6. Алиева П.Ш. Иностранные языки как фактор личностного роста в системе высшего образования казачества // Вестник Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Ра¬зу¬мов¬с¬ко¬го (Первый казачий университет). Серия общественных наук. 2023. № 1. С. 122–129. EDN: FOTAZG.
  7. Мизюрова Э.Ю. Духовно-нравственное воспитание обучающихся вуза средствами иностранного языка // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес¬гаф¬та. 2022. № 5. С. 280–285. EDN: ILZEGJ.
  8. Bessadet L. Drama-Based Approach in English Language Teaching // Arab World English Journal (AWEJ). 2022. Vol. 13. № 1. P. 98–107. doi: 10.24093/awej/vol13no1.34.
  9. Kumar T., Qasim A., Bahareen S.M., Shah A.H. Improving EFL students’ speaking proficiency and self-confidence using drama technique // Cypriot Journal of Educational Sciences. 2022. Vol. 17. № 2. P. 372–383. doi: 10.18844/cjes.v17i2.6813.
  10. Григорьева В.Г., Назарова Н.В. Применение технологии драматизации для формирования ценностных ориентиров студентов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 20. № 3. C. 87–98. doi: 10.17673/vsgtu-pps.2023.3.7.
  11. Алеевская А.О. Формирование нравственных и культурных ценностей в процессе изучения иностранного языка в профильном вузе // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Ас-тафь¬е¬ва (Вестник КГПУ). 2017. № 1. С. 167–169. EDN: YHCIIP.
  12. Стихина И.А. Воспитательный процесс на уроках иностранного языка в неязыковом вузе: выбор тем и заданий // На пути к гражданскому обществу. 2023. № 2. С. 28–31. EDN: WISPAK.
  13. Соколова О.Л., Скопова Л.В. Воспитание патриотизма у студентов неязыкового вуза в процессе обучения профессионально ориентированному иностранному языку // Нижегородское образование. 2022. № 3. С. 32–41. EDN: PRSIBL.
  14. Трофимова И.Г., Агафонова Г.З., Никитина И.Г. О патриотическом воспитании студентов технических специальностей в процессе изучения иностранного языка // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яков¬ле¬ва. 2020. № 2. С. 210–218. doi: 10.37972/chgpu.2020.107.2.026.
  15. Ариян М.А., Золотова М.В., Карпова Ю.Н. Отечественный художественный фильм как средство формирования патриотических качеств у студентов на занятиях по иностранному языку // Язык и культура. 2023. № 63. С. 100–120. EDN: LYXNHZ.
  16. Гриднева Н.А., Владимирова С.М. Использование аутентичного песенного материала на начальном этапе обучения РКИ // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020. № 2. С. 62–74. doi: 10.17673/vsgtu-pps.2020.2.5.
  17. Варданян Л.В., Коротова О.Г. Формирование фонетических навыков с использованием аутентичного песенного материала на уроках английского языка // Глобальный научный потенциал. 2022. № 12. С. 67–70. EDN: SKRRYW.
  18. Помигуева Е.А. Фольклор как средство формирования лингвокультурологической компетенции у иностранных учащихся на уроках русского языка // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 5-1. С. 289–294. EDN: CPIXSO.
  19. Рагулина Э.С., Арзамасцева Н.Ю. Использование песенного материала на занятиях по РКИ (из опыта работы) // Профессорский журнал. Серия: Русский язык и литература. 2020. № 4. С. 18–22. doi: 10.18572/2687-0339-2020-4-18-22.
  20. Воронин В.А. Современные методы обучения английскому языку: возможности использования песенного материала и особенности организации и проведения урока // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 5. С. 43–48. EDN: LYEEOQ.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Тольяттинский государственный университет, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах