ДИСТАНЦИОННЫЙ ОНЛАЙН-КУРС ПО ОБУЧЕНИЮ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ В СИСТЕМЕ MOODLE: СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА
- Авторы: Чистова Е.В.1, Веренич Т.К.1, Еремина Е.В.1
-
Учреждения:
- Сибирский федеральный университет
- Выпуск: № 2 (2021)
- Страницы: 29-35
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/111
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2021-2-29-35
- ID: 111
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Вследствие пандемии, модернизации образовательных процессов, доступности и открытости российского образования в мировом пространстве значимость и востребованность цифровой педагогики стремительно возрастает в современном образовательном процессе. Новые условия требуют трансформации очного обучения в дистанционное. Это приводит к отставанию теоретического осмысления инновационных форм обучения от их практического воплощения. Цель работы – выявление и описание специфики педагогического дизайна дистанционного образовательного курса в системе Moodle, предназначенного для иностранных студентов. Раскрывается роль дистанционных технологий в преодолении психологических и социальных барьеров, акцентируется внимание на богатом инструментарии системы Moodle, позволяющей обеспечивать инклюзивное (в широком смысле) образование как для российских, так и для иностранных студентов. Предлагается авторское определение термина «педагогический дизайн» применительно к онлайн-обучению как новой среде взаимодействия с учащимися. Описывается опыт Сибирского федерального университета по разработке дистанционного курса «Деловой русский язык (для удаленного контингента)», предназначенного для иностранных студентов. Приводится структура курса, учебно-методическое обеспечение, детальное представление элементов и ресурсов, использованных для достижения педагогической цели, формы контроля и оценивания на расстоянии. Предложены образцы формирующего, обучающего и итогового оценивания студентов, а также способы их реализации в системе Moodle. Представлены результаты пилотной апробации курса, демонстрирующие преимущества и недостатки разработанного курса, перечислены основные критерии успешного дистанционного онлайн-курса, выведенные в ходе его пилотной апробации на малочисленной аудитории студентов из разных стран.
Об авторах
Е. В. Чистова
Сибирский федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: kovelena82@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой восточных языков
РоссияТ. К. Веренич
Сибирский федеральный университет
Email: verenich@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка как иностранного
РоссияЕ. В. Еремина
Сибирский федеральный университет
Email: katyaeremina@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий отделением иностранных языков Института филологии и языковой коммуникации
РоссияСписок литературы
- Берарди С. Моделирование онлайн-курса по русскому языку как иностранному в период эпидемии COVID-19 // Русистика. 2021. Т. 19. № 1. С. 7-20.
- Голованова М.В. Образовательная платформа Moodle как средство мотивации в процессе обучения РКИ // Русский язык за рубежом. 2020. № 3. С. 86-89.
- Hong J.-C., Lee Y.-F., Ye J.-H. Procrastination predicts online self-regulated learning and online learning ineffectiveness during the coronavirus lockdown // Personality and Individual Differences. 2021. Vol. 174. Article number 110673.
- Zhang T., Shaikh Z.A., Yumashev A.V., Chład M. Applied model of E-learning in the framework of education for sustainable development // Sustainability (Switzerland). 2020. Vol. 12. № 16. Article number 6420.
- Хусяинов Т.М. История развития и распространения дистанционного образования // Педагогика и просвещение. 2014. № 4. С. 30-41.
- Sung E., Mayer R.E. Five facets of social presence in online distance education // Computers in Human Behavior. 2012. Vol. 28. № 5. P. 1738-1747.
- Rapp C., Gülbahar Y., Adnan M. e-Tutor: A multilingual open educational resource for faculty development to teach online // International Review of Research in Open and Distance Learning. 2016. Vol. 17. № 5. P. 284-289.
- Clark R., Chopeta L. Graphics for Learning: Proven Guidelines for Planning, Designing, and Evaluating Visuals in Training Materials. 2-nd ed. San Francisco: Pfeiffer, 2010. 432 p.
- Сидорова Е.Ю., Олейник М.А., Геддис Е.В., Назаревская В.В. Опыт создания электронного учебного курса по русскому языку для студентов-иностранцев на базе платформы LMS Moodle // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2021. № 199. С. 108-114.
- Беляева Е.В., Мартьянова Н.А. Электронный курс как форма обучения иностранных студентов русскому языку в контексте феномена «клипового мышления» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 12. С. 382-387.
- Kerimbayev N., Kultan J., Abdykarimova S., Akramova A. LMS Moodle: Distance international education in cooperation of higher education institutions of different countries // Education and information technologies. 2017. Vol. 22. № 5. P. 2125-2139.
- Холодкова М.В., Жеребцова Ж.И., Дьякова Т.А. Реализация игровых технологий при дистанционном обучении русскому языку как иностранному // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 190. С. 79-89.
- Петрова Н.Е. Дистанционные технологии в обучении русскому языку как иностранному: проблемы и перспективы // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. 2021. № 1. С. 119-122.
- Доминова Т.Н. Информационно-коммуникационные технологии при обучении русскому языку как иностранному: принципы создания мультимедийного учебного пособия // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. С. 66-74.
- 崔卫,刘戈. 互联网 俄语 俄罗斯 [Studying Russian by the Internet] // 中国俄语教学. 2000. P. 45-57.
- 王霞. 远程俄语教学现状及发展前景探析 [Online Learning of the Russian as a Foreign Language: current situation and future prospects] // 黑龙江黑河: 黑河学院外国语学院. 2016. P. 113-124.
- Федотова Н.Л. On the concept of distance training course “Methods of teaching Russian as a foreign language (RFL): traditions and innovations” // Russian linguistic Bulletin. 2015. Vol. 4. С. 41-43.
- Веренич Т.К., Вязовикина О.В., Срмикян В.С., Шатохина С.А. Адаптация текстов в системе обучения русскому языку как иностранному (на материале онлайн-курса «Твои сибирские каникулы») // Казанская наука. 2019. № 9. С. 65-67.
- Веренич Т.К., Злобина С.А., Срмикян В.С. Использование ресурсов электронного обучающего курса при формировании языковых и речевых навыков испаноговорящих студентов // Проблемы современного образования. 2020. № 3. С. 181-193.
- Веренич Т.К., Мезит А.Э., Микалаускайте Е.Ю. Принципы создания массового онлайн-курса по русскому языку для студентов начального уровня // Педагогика. Вопросы теории и практика. 2019. Т. 4. № 4. С. 73-78.