Мировоззренческая проблематика в военно-педагогических школах России
- Авторы: Асриев А.Ю.1, Филимонов Ю.В.2
-
Учреждения:
- Омский государственный педагогический университет
- Омский автобронетанковый инженерный институт
- Выпуск: № 4 (2024)
- Страницы: 9-16
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/1113
- DOI: https://doi.org/10.18323/3034-2996-2024-4-59-1
- ID: 1113
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются особенности формирования профессионального мировоззрения офицеров в военно-педагогических школах с середины XVII в. по настоящее время. Важность исследования подчеркивается оптимизацией воспитательных систем в военных вузах с учетом требований современных вооруженных сил. Формирования качеств личности, установленных федеральными образовательными стандартами, недостаточно, чтобы сформировать систему взглядов офицера на свою военно-профессиональную деятельность. Основная идея исследования заключается в установлении приоритета мировоззрения в процессе профессионального воспитания в образовательных организациях Министерства обороны. Проведен анализ военно-педагогических подходов Петра I, А.В. Суворова, М.И. Драгомирова, а также концепций советского и постсоветского становления армии в целом. Проблемно-хронологический метод использовался для сопоставления особенностей исторической действительности каждого периода с предложенной представителем этого периода концепцией профессионального воспитания офицера. Анализ содержания воспитательных систем каждой из рассмотренных военно-педагогических школ позволил выделить формирование мировоззрения военнослужащего как часть самостоятельной педагогической традиции и основную направленность всех военно-педагогических систем. Сохраняя принцип приоритета формирования мировоззрения над остальными целями воспитания, российские военно-педагогические школы в каждый исторический период создают собственные ценностные и идеологические системы. Несмотря на кардинальные исторические перемены и разнообразие взглядов представителей конкретных военных педагогических школ России, прослеживается линия исторической преемственности. Результаты исследования позволяют говорить о необходимости оптимизации системы профессионального воспитания офицеров в процессе их подготовки в военных образовательных организациях в пользу целенаправленного формирования профессионального мировоззрения.
Об авторах
Андрей Юрьевич Асриев
Омский государственный педагогический университет
Email: ps-ped@omgpu.ru
ORCID iD: 0000-0002-4228-7375
доктор педагогических наук, доцент, декан факультета психологии и педагогики
Россия, 644099, г. Омск, Набережная им. Тухачевского, 14Юрий Владимирович Филимонов
Омский автобронетанковый инженерный институт
Автор, ответственный за переписку.
Email: yrbas23071988@yandex.ru
преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Россия, 644098, г. Омск, ул. Военный 14-й городок, 119Список литературы
- Скибо Т.Ю., Чужинов И.Ю. Патриотическое воспитание военнослужащих: проблемное поле // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2023. № 25. С. 119–131. EDN: PADFHO.
- Данильян С.Б. Методика оценки уровня подготовленности курсантов в ходе реализации компетентностного подхода // Известия Российской академии образования. 2020. № 3. С. 63–68. EDN: KXIZJW.
- Арутюнян М.П. Мировоззрение и образование: становление новой парадигмы // Высшее образование в России. 2004. № 12. С. 32–37. EDN: IBMZPD.
- Львов А.А. Конкуренция мировоззрений в сфере образования // Философия образования. История и современность. СПб.: Политехнический университет, 2019. С. 46–66. EDN: NUNXNN.
- Сухова Е.И., Зубенко Н.Ю. Проблема выделения единиц анализа мировоззрения личности в психологии // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12. С. 141–146. EDN: PKEYGZ.
- Арутюнян М.П. Мировоззренческие проблемы гуманизации школы. Учитель – ученик: приглашение к размышлению. Хабаровск: Хабаровский государственный технический университет, 1998. 81 с.
- Арутюнян М.П. Мировоззрение: онтологические основы «пайдейи» // Высшее образование в России. 2006. № 12. С. 66–70. EDN: IJWLSL.
- Шакин Д.А. Теоретический анализ сущности военно-профессионального мировоззрения, факторов и методов его формирования // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 8. С. 222–226. doi: 10.17513/snt.38203.
- Иткулова Л.А. Мировоззрение как социокультурный феномен // Теория и практика общественного развития. 2015. № 21. С. 209–211. EDN: UYJUJH.
- Кипреев С.Н. О роли православия в формировании патриотизма у курсантов силовых структур // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2023. № 68. С. 63–75. doi: 10.15382/sturIV202368.63-75.
- Дегтярев А.П. «За други своя»: к осмыслению феномена мужества и героизма русских воинов на полях сражений в XIX в. // Военный академический журнал. 2021. № 1. С. 27–32. EDN: HIOOYR.
- Наумов А.В., Борисов К.Г. Военная организация как социальная среда развития личности военнослужащего в современной России // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 3. С. 175–184. EDN: HYQOSV.
- Гаврилов О.В., Гребенюк С.В. Профессиональная подготовка как основа мировоззрения личности военнослужащего // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2021. № 1. С. 63–66. EDN: FIURTH.
- Лопуха Т.Л., Суслов Д.В. Военно-педагогическое образование офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации: проблемы и перспективы // ЦИТИСЭ. 2019. № 5. С. 204–213. doi: 10.15350/24097616.2019.5.19.
- Лопуха Т.Л., Разгонов В.Л., Суслов Д.В. Формирование идеологии профессионального воспитания в высших учебных заведениях Вооруженных Сил Российской Федерации // Гуманитарные проблемы военного дела. 2019. № 3. С. 170–174. EDN: PHDDZM.
- Карпова Е.В. Формирование профессионального мировоззрения и политическая система: педагогические аспекты // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2023. № 2. С. 12–14. EDN: AACUPI.
- Печерский Ю.И. Особенности формирования профессионального мировоззрения у курсантов ведомственного вуза Министерства внутренних дел Российской Федерации // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2023. № 13. С. 53–62. doi: 10.24412/2712-827X-2023-13-53-62.