ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ И СЕМЕЙНОЙ РОЛИ МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлен анализ результатов сравнительного исследования отношения к ребенку и семейной роли матерей аутичных детей и детей с нарушениями речи, полученных на основе методики диагностики родительского отношения (ОРО) и методики диагностики родительских установок PARI. Установлено, что общими особенностями матерей детей с ограниченными возможностями здоровья, отличающими их от матерей нормотипичных детей, являются более негативное отношение к семейной роли, стремление ограничивать внесемейные влияния, излишняя эмоциональная концентрация на ребенке, эмоциональная дистанция, преобладание стремления ускорить развитие ребенка над стремлением развивать его активность. Корреляционный анализ показал достоверные взаимосвязи между показателями методики ОРО и методики PARI: принятия ребенка – с оптимальностью эмоционального контакта, симбиоза – с отношением к семейной роли. В группе матерей аутичных детей показатель симбиоза дополнительно оказался значимо связан с признаками «защитить ребенка» и «ускорить развитие ребенка». Достоверная связь показателя кооперации с оптимальностью эмоционального контакта установлена только для групп матерей детей с нарушениями речи и детей с нормотипичным развитием. В группе матерей аутичных детей выявлена отрицательная связь показателя кооперации с показателями эмоциональной дистанции, эмоциональной концентрации и отношения к семейной роли. В этой же группе тенденция к гиперсоциализации оказалась наиболее выраженной и значимо связанной с признаком «несамостоятельность матери», тенденция инфантилизировать ребенка – достоверно положительно коррелирующей с признаками «подавление воли», «зависимость от семьи» и достоверно отрицательно – с признаком «уравнительные отношения». Полученные результаты, как подтверждающие имеющиеся в научной литературе факты, так и новые, раскрывающие специфику отношения к семейной роли и ребенку матерей аутичных детей и матерей детей с нарушениями речи, являются важным аргументом в пользу необходимости оказания им отдельной коррекционной, а нередко и психотерапевтической, помощи.

Об авторах

Е. А. Брагина

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

Автор, ответственный за переписку.
Email: bragina24@mail.ru

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии 

Россия

Л. А. Белозерова

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

Email: bla-130880@yandex.ru

кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры психологии 

Россия

М. В. Прокофьева

Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 89; Региональный ресурсный центр по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра

Email: rrc73@mail.ru

заместитель директора по научно-методической работе, руководитель 

Россия

Список литературы

  1. Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. М.: Национальный книжный центр, 2014. 152 с.
  2. Высотина Т.Н. Личностные особенности родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 2. С. 122-127.
  3. Дорошева Е.А., Грабельникова У.С. Синдром эмоционального выгорания, особенности совладающего поведения и регуляции эмоций у матерей, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра // Reflexio. 2018. Т. 11. № 1. С. 5-18.
  4. Староверова М.С. Особенности взаимодействий матерей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра // Системная психология и социология. 2016. № 3. С. 47-53.
  5. Кисельникова Н.В., Пимкина К.Ю. Родительское отношение к ребенку дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2017. № 1. С. 83-89.
  6. Первушина О.Н., Киселёва О.В., Мурашова Т.А. Состояние семьи и эмоциональное выгорание родителей детей с расстройствами аутистического спектра // Reflexio. 2020. Т. 13. № 1. С. 32-48.
  7. Горина Е.Н., Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Современные подходы к изучению семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 5. С. 38-47.
  8. Нестерова А.А., Хитрюк В.В. Стигматизация и предрассудки в отношении родителей, воспитывающих ребенка с расстройствами аутистического спектра // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 4. С. 50-61.
  9. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. М.: Теревинф, 2016. 288 с.
  10. Шрамм Р. Детский аутизм и ABA (Applied Behavior Analysis): терапия, основанная на прикладном анализе поведения. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017. 208 с.
  11. Бородина В.А., Васильева К.С. Особенности коррекционно-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 7. С. 9-22.
  12. Марченко Т.М. Агрессивность у родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с различными нарушениями речи // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2012. № 2. С. 192-200.
  13. Темникова Е.Ю. Развитие детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с общим недоразвитием речи // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. № 3. С. 115-119.
  14. Арамачева Л.В., Бадрутдинова Е.Р., Груздева О.В. Исследование особенностей материнского отношения к детям младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2020. № 4. С. 108-117.
  15. Авдеева Н.Н. Взаимодействие матери и ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 2. С. 19-28.
  16. Ткачева В.В. Современные технологии психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. С. 155-162.
  17. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: БАХРАХ-М, 2002. 672 с.
  18. Гринина Е.С., Бессонова А.А. Особенности родительского отношения к детям с расстройствами аутистического спектра // Auditorium. 2019. № 2. С. 154-157.
  19. Бразгун Т.Н., Ткачева В.В. К проблеме дисфункциональности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Системная психология и социология. 2018. № 3. С. 84-98.
  20. Шабанова Е.В. Особенности системы детско-родительских и супружеских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2013. № 3. С. 80-86.
  21. Конева И.А., Краснова Е.Н. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, и их коррекция // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-4. С. 113-116.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах