ОРГАНИЗАЦИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧЕБНОГО СОДЕРЖАНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ)


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей организации и управления процессом осмысления социально-гуманитарных знаний учащимися общеобразовательной школы. Цель исследования – разработка и апробация дидактической структуры организации и управления осмыслением социально-гуманитарных знаний и используемых в комплексе с ней специально разработанных проблемных вопросов, ситуаций и заданий, направленных на активизацию осмысления учебного материала с целью его прочного усвоения. Описана дидактическая структура организации и управления осмыслением социально-гуманитарных знаний как специальная система учебной работы, включающая: мотивирование учеников к познанию, осмыслению, воспринятого; организацию и проведение активного осмысления на основе применения активных приемов и методов обучения; открытие и закрепление нового знания, формирование понятий. Представлены результаты ее экспериментальной апробации, показаны данные комплексного изучения уровня и характера мотивированности учеников к осмыслению социально-гуманитарных знаний на основе применения методики определения мотивации учебной деятельности, уровней и типов, методики определения углубленности и устойчивости познавательного интереса и степени глубины познания предмета, методики диагностики направленности учебной мотивации. Описаны разработанные проблемные вопросы, ситуации и задания, показавшие высокую эффективность в процессе организации активного осмысления знаний. Изложены промежуточные и итоговые результаты эксперимента на основании определения критериев и уровней развития мыслительной деятельности учеников и проведенных замеров с применением методик: «КОТ определения интегрального показателя общих способностей», «Школьный тест умственного развития», «Интеллектуальная лабильность». Доказана динамика повышения уровня развития мыслительной деятельности учеников на 10,1 %, подтвержден факт повышения активности учеников в осмыслении социально-гуманитарных знаний. Научная новизна представленных результатов состоит в определении эффективности предложенной дидактической структуры организации и управления осмыслением социально-гуманитарных знаний, уточнении потенциала использования проблемных вопросов, ситуаций и заданий в целях активизации мыслительной деятельности учащихся и прочности усвоения знаний.

Об авторах

Е. Н. Дятлова

Луганский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: dyatlova-elena@list.ru

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры истории Отечества

Украина

Список литературы

  1. Калдыбаев С.К., Бейшеналиев А.Б. Качество образовательного процесса в структуре качества образования // Успехи современного естествознания. 2015. № 7. С. 90-97.
  2. Мельникова Е.Л. Дидактика усвоения знаний: от репродукции к творчеству // Инновации в образовании. 2018. № 5. С. 48-66.
  3. Решетова З.А. К вопросу о механизмах усвоения и развития // Национальный психологический журнал. 2013. № 1. С. 25-32.
  4. Решетова З.А. Психика и деятельность. Психический механизм усвоения // Национальный психологический журнал. 2017. № 3. С. 40-55.
  5. Артеменко О.Н. Теоретико-научный анализ организации учебной деятельности и усвоения основных предметных знаний младшими школьниками // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 1. С. 239-245.
  6. Корниенко А.Ф. Сущность процессов мышления и мыслительной деятельности // Научный диалог. 2013. № 4. С. 49-62.
  7. Вострикова Н.М. Понятие «мышление» в психолого-педагогической литературе // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 8. С. 255-259.
  8. Брушлинский А.В., Тихомиров О.К. О тенденциях развития современной психологии мышления (неопубликованная ранее статья из научного архива О.К. Тихомирова) // Национальный психологический журнал. 2013. № 2. С. 10-16.
  9. Чистякова Г.Д. Понимание и усвоение знаний // Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 93-105.
  10. Шадриков В.Д., Мазилов В.А. Мышление, мысль, одаренность // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 6. С. 212-228.
  11. Богданова И.М. Социальная педагогика. К.: Знание, 2008. 343 с.
  12. Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в образовательных организациях различных типов. Ч. 2 / под ред. Л.В. Алексеевой. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2015. 119 с.
  13. Щербаков Р.Н. Взаимосвязь логического и исторического в учебно-познавательной деятельности // Педагогика: научно-теоретический журнал. 2013. № 3. С. 44-50.
  14. Акимова М.К. Психологическая диагностика. СПб.: Питер, 2005. 303 с.
  15. Психология подростка: практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 124 с.
  16. Уман А.И., Морозова Н.А. Формирование рефлексивных знаний школьников в учебном процессе. 2-е изд. М.: Юрайт, 2020. 184 с.
  17. Кувалдина Е.А. Исследование познавательных интересов кировских школьников // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2007. № 19. С. 127-132.
  18. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. 2002. № 2. С. 42-45.
  19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  20. Цупикова Е.В. Основные направления методики развития мышления // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2013. № 3. С. 133-136.
  21. Ситаров В.А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 1. С. 148-157.
  22. Пилипец Л.В., Клименко Е.В., Буслова Н.С. Проблемное обучение: от Сократа до формирования компетенций // Фундаментальные исследования. 2014. № 5-4. С. 860-864.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах