Развитие потенциала преподавателей региональных вузов с помощью цифровых ресурсов: логика и практические механизмы


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В условиях искусственного интеллекта и цифровой трансформации образования актуален вопрос о том, как цифровые технологические ресурсы расширяют возможности преподавательской деятельности в региональных университетах. Исследование опирается на данные, полученные в ходе изучения преподавательской деятельности в трех региональных вузах провинции Хэйлунцзян, Китай. Выявлено, что цифровые технологические ресурсы, цифровая компетентность преподавателей и мероприятия по повышению квалификации формируют механизм, способствующий укреплению преподавательской практики и ее продвижению в региональных университетах. Инструменты интеллектуального анализа являются ключевой движущей силой цифровых технологических ресурсов; их функции диагностики обучения на основе данных и обратной связи становятся центральными элементами образовательного процесса. Цифровая компетентность преподавателей и мероприятия по повышению их квалификации играют значимую опосредующую роль, демонстрируя поэтапный иерархический процесс расширения возможностей преподавательской практики. Для повышения эффективности использования цифровых технологических ресурсов в преподавательской практике региональных университетов необходимо сформировать систему поддержки цифрового сопровождения педагогической деятельности, реализовать иерархически выстроенное сопровождение процесса формирования цифровой компетентности преподавателей, а также внедрять инновационные модели мероприятий по повышению квалификации.

Об авторах

Чуньцзян Ли

Муданьцзянский педагогический университет

Email: LCJlcj1206@163.com
ORCID iD: 0009-0004-2589-4327

доктор философии, профессор, президент

Китай, 157011, г. Муданьцзян, ул. Вэньхуа, 19

Мэнфэй Чжао

Муданьцзянский педагогический университет

Email: z703400394@163.com
ORCID iD: 0009-0009-9564-862X

аспирант

Китай, 157011, г. Муданьцзян, ул. Вэньхуа, 19

Хайин Юй

Муданьцзянский педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: 0701008@mdjnu.edu.cn
ORCID iD: 0000-0003-0157-4631

доктор педагогических наук, профессор, декан факультета педагогики

Китай, 157011, г. Муданьцзян, ул. Вэньхуа, 19

Список литературы

  1. Абрамян Г.В. Особенности восприятия студентами вузов феномена цифровизации на основе двумерного анализа предикторов компьютеризации и информатизации образования: методика исследования // Доказательная педагогика, психология. 2024. № 2. С. 7–18. doi: 10.18323/3034-2996-2024-2-7-18.
  2. Meng Caiyun. Research on the influencing mechanism and promotion strategies of information-based teaching ability of primary and secondary school teachers // Central China Normal University. 2020. Article number 19. doi: 10.27159/d.cnki.ghzsu.2020.001341.
  3. Zhang K.L. Using information technology to improve the effectiveness of teaching morality and rule of law in primary schools // Primary and Secondary School Educational Technology (Teaching). 2023. № 7. P. 70–72.
  4. Liu Yangxi, Ren Yuxin. Digital empowerment for the construction of high-quality teaching staff: Possibilities and approaches // Contemporary Education Forum. 2023. № 4. P. 73–81. doi: 10.13694/j.cnki.ddjylt.20230718.002.
  5. Qi Y. Innovative development of integrated teaching materials and digital resources in vocational education: Taking the audio – visual – speaking course of Civil Aviation Service English as an example // Teaching of the Forest Region. 2025. № 2. P. 78–81.
  6. Li Precious, Tian Shuo. Construction of Chinese workshops: Connotative meaning, practical challenges, and implementation paths // Journal of Qinghai Nationalities University (Social Sciences Edition). 2024. Vol. 50. № 4. P. 173–182. doi: 10.3969/j.issn.1674-9227.2024.04.020.
  7. Xu N. Research on the strategies for improving the digital literacy of rural primary and secondary school teachers. China: Kashi University, 2023. 45 p. doi: 10.27746/d.cnki.gkssf.2023.000020.
  8. Liu T.J. Action research on digital teaching in secondary vocational education based on the integration of industry and education Guiyang: Guizhou Normal University, 2024. 42 p. doi: 10.27048/d.cnki.ggzsu.2024.001033.
  9. Zheng Jing. Practical exploration of the deep integration of information technology and high school biology teaching // Middle School Curriculum Resources. 2021. Vol. 17. № 4. P. 45–46. doi: 10.3969/j.issn.1673-2634.2021.04.021.
  10. Li Chenyan, Feng Qiuju. Construction and application of a digital resource library for secondary vocational biochemistry inspection // Health Vocational Education. 2023. Vol. 41. № 22. P. 44–47. doi: 10.20037/j.issn.1671-1246.2023.22.14.
  11. Yun E. Research on the Application of Digital Learning Resources in Junior High School Information Technology Teaching // Science Fans (Education and Teaching). 2019. № 5. P. 79–80.
  12. Du Fang, Zhang Xue. Analysis on the Cultivation of Normal Students’ Educational and Teaching Abilities and the Management of Educational Practice Bases in the Digital Age – Based on the Investigation of Digital Education and Teaching in the Undergraduate Educational Practice of Central China Normal University in 2018 // Journal of Inner Mongolia Normal University (Educational Science Edition). 2019. Vol. 32. № 5. P. 1–16.
  13. Zhan Zehui, Lü Siyuan, Zhou Jiahui, Wu Fan. Research on the Model of Teachers’ Interdisciplinary Teaching Literacy Based on the New Curriculum Standards // Modern Distance Education. 2024. № 6. P. 3–15. doi: 10.13927/j.cnki.yuan.20241108.001.
  14. Koehler M.J., Mishra P., Cain W. What Is Technological Pedagogical Content Knowledge (TPACK)? // Journal of Education. 2013. Vol. 193. № 3. P. 13–19.
  15. Chen Yu. Research on the Constituent Elements and Promotion Paths of University Teachers’ Digital Literacy // Journal of Hubei Normal University (Philosophy and Social Sciences Edition). 2025. Vol. 45. № 2. P. 118–123. doi: 10.3969/j.issn.2096-3130.2025.02.016.
  16. Zhao H. Realistic Dilemmas and Improvement Paths of Digital Empowerment for High-Quality Education Development // Teaching and Administration. 2025. № 9. P. 33–38.
  17. Ji Yilong, Zhang Mingzhuo. The Prospect, Dilemmas, and Directions of the Digital Transformation of Liberal Arts Laboratories in Universities // Research and Exploration in Laboratory. 2025. Vol. 44. № 2. P. 225–229+268. doi: 10.19927/j.cnki.syyt.2025.02.042.
  18. Cheng Wei. Research on the Promotion Mechanism and Path of Digital Literacy of New Medical Teachers under Artificial Intelligence Technology // Journal of Huanggang Polytechnic. 2025. Vol. 27. № 1. P. 18–20. doi: 10.3969/j.issn.1672-1047.2025.01.04.
  19. Huang X., Sun M., Xu X.R. The Digital Literacy of Vocational College Teachers in the Context of Digital Technology: Relationship Revelation and Path Selection // Vocational Education Forum. 2025. Vol. 40. № 1. P. 65–74.
  20. Yan Hanbing. Improving Teachers’ Digital Literacy: The Key Path to the Digital Transformation of Education // Research in Educational Development. 2025. Vol. 45. № 3. Article number 3. doi: 10.14121/j.cnki.1008-3855.2025.03.002.
  21. Lin Shubing, Jiang Yuqing, Zhang Xuebo, Cui Yujing, Liu Huantong. Basic Situation, Influencing Factors and Promotion Strategies of Digital Literacy of Primary and Secondary School Teachers – Based on the Investigation and Analysis of the Pearl River Delta and Other Regions // China Educational Technology. 2025. № 2. P. 84–91.
  22. Li Kongwen. Digital Literacy: Rewriting the Modernity of Teachers’ Subject Literacy // Distance Education in China. 2024. Vol. 44. № 7. P. 49–59. doi: 10.13541/j.cnki.chinade.20240319.002.
  23. Luo Jianghua, Li Xi, Ma Zhesheng. Research on the Influencing Factors of Collaborative Teaching between Urban and Rural Teachers in the Process of Educational Digital Transformation // Journal of Sichuan Normal University (Natural Science Edition). 2025. Vol. 48. № 1. P. 50–60. doi: 10.3969/j.issn.1001-8395.2025.01.005.
  24. Guo Chaoxia, Tang Ming. Research on the Construction of the Digital Competence Evaluation System for Vocational College Teachers // Jiangsu Higher Vocational Education. 2024. Vol. 24. № 6. P. 67–76. doi: 10.15903/j.cnki.jniit.2024.06.008.
  25. Li Ziyi. Research on the Investigation of the Current Situation and Promotion Strategies of Digital Literacy of Primary School Teachers. China: Jiangxi Normal University, 2024. 72 p. doi: 10.27178/d.cnki.gjxsu.2024.001682.
  26. Qiao Shiwei, Dong Yan, Zhao Leilei. Teachers’ Digital Literacy in the Context of Digital Transformation: Current Situation, Influencing Factors and Promotion Strategies // Educational Science Research. 2025. № 4. P. 13–19.
  27. Deng X.H., Yang B. Construction and Evaluation of the Digital Literacy Index System for Open University Teachers – From the Research Perspective of Structural Equation Modeling // Journal of Hubei Open University. 2024. Vol. 44. № 6. P. 28–35.
  28. Li Jianning. Construction of an Intelligent Analysis and Evaluation System for Teachers’ Performance in Public Security Colleges under the Background of Digital Reform – Taking the “Teacher Performance Code” as an Example // Journal of Public Security Science (Journal of Zhejiang Police College). 2021. № 4. P. 111–117. doi: 10.3969/j.issn.1674-3040.2021.04.017.
  29. Pan Lifang. Research on the Design of the Digital Literacy Framework for Teaching Researchers in the Digital Intelligence Era // E – Education Research. 2025. Vol. 46. № 3. P. 108–113. doi: 10.13811/j.cnki.eer.2025.03.015.
  30. Yang Xiuxiu. A Case Study on the Interaction between Teaching Researchers and Teachers [D]. China: East China Normal University, 2024. 22 p. doi: 10.27149/d.cnki.ghdsu.2024.000208.
  31. Meng Fanli, Ma Xiang, Wang Jianhu. Virtual Teaching and Research Offices from the Perspective of AIGC: Conceptual Characteristics, Operational Elements and Construction Approaches // Modern Distance Education. 2023. № 4. P. 14–21. doi: 10.13927/j.cnki.yuan.20230908.002.
  32. Zhang Xiaolei, Liu Weitong, Huang Zhenzhong. How to Understand the Completion Rate of MOOCs Learning – A Review of the Research on the Retention of MOOCs Learners // E – Education Research. 2019. Vol. 40. № 4. P. 44–52+75. doi: 10.13811/j.cnki.eer.2019.04.006.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Ли Чуньцзян, Чжао Мэнфэй, Юй Хайин, 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах