Региональная модель формирования функциональной грамотности в цифровой образовательной среде: концепция, апробация и оценка эффективности
- Авторы: Акопьян В.А.1
-
Учреждения:
- Министерство образования Самарской области
- Выпуск: № 3 (2025)
- Страницы: 11-23
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/1211
- DOI: https://doi.org/10.18323/3034-2996-2025-3-62-1
- ID: 1211
Цитировать
Аннотация
Цивилизационный переход порождает объективную потребность общества в формировании функциональной грамотности как ключевого фактора национальной безопасности и индивидуальной успешности. В ответ на эту потребность предлагается динамическая и адаптивная модель формирования функциональной грамотности. Ее ключевое преимущество – способность интегрировать актуальный региональный контекст и гибко реагировать на вызовы нестабильности и высокую скорость социокультурных изменений. Исследована роль цифровой образовательной среды (ЦОС) региона в формировании функциональной грамотности у школьников (на примере Самарской области). Результаты мониторинга сформированности функциональной грамотности учащихся образовательных учреждений, проведенного в 2019 г., показали недостаточный уровень развития глобальных компетенций и креативного мышления. В целях решения проблемы были использованы возможности ЦОС региона для повышения качества образования: учащихся образовательных учреждений Самарской области вовлекали в проектную деятельность, развивали их аналитические способности, предлагали решать контекстные задачи, моделирующие реальные ситуации. Были активно задействованы ресурсы региональной системы дополнительного образования. В течение четырех лет ежегодно отслеживались результаты работы, которые показали, что к 2022 г. доля учащихся с высокими результатами выросла до 60 % по сравнению с 2019 г. (19,8 %), другими словами, показатель улучшился более чем втрое. Это позволило сделать вывод о положительных перспективах использования ЦОС для создания многофункциональной образовательной среды региона, развивающей личностные и учебные компетенции. Ключевой перспективой исследования является переход от эпизодического мониторинга к системе непрерывного формирующего оценивания на основе ЦОС, что позволит в режиме, близком к реальному времени, собирать и анализировать образовательные результаты на всех уровнях системы (от отдельного школьника до муниципалитета) для оперативной корректировки образовательного процесса.
Об авторах
Виктор Альбертович Акопьян
Министерство образования Самарской области
Автор, ответственный за переписку.
Email: ava1977@mail.ru
ORCID iD: 0009-0004-4839-9302
кандидат педагогических наук, доцент, министр образования Самарской области
Россия, 443099, г. Самара, ул. А. Толстого, 38/16Список литературы
- Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева. М.: Российская академия образования, 2003. 368 с.
- Захарова В.А. Функциональная грамотность в ретроспективе и перспективе: проблемно-исторический анализ зарубежных источников // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 4. С. 208–217. doi: 10.25726/v3039-0555-6987-i.
- Valentine T. Adult functional literacy as a goal of instruction // Adult education quarterly. 1986. Vol. 36. № 2. P. 108–113. doi: 10.1177/0001848186036002005.
- Ozenc E.G., Dogan M.C. The development of the functional literacy experience scale based upon ecological theory (FLESBUET) and validity-reliability study // Educational Science: Theory and practice. 2014. Vol. 14. № 6. P. 2249–2258. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1050550.pdf.
- Kindl J., Lenhard W. A meta-analysis on the effectiveness of functional literacy interventions for adults // Educational Research Review. 2023. Vol. 41. Article number 100569. doi: 10.1016/j.edurev.2023.100569.
- Bosser U. Transformation of school science practices to promote functional scientific literacy // Research in Science Education. 2023. Vol. 54. P. 265–281. doi: 10.1007/s11165-023-10138-1.
- Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л., Колачев Н.И., Баранова В.Ю. Динамика результатов оценки финансовой грамотности российских учащихся в международном исследовании PISA // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 2. № 5. С. 41–59. EDN: HMEPEA.
- Носкова Т.Н., Павлова Т.Б. Педагогическая технология решения компетентностных задач в цифровой среде // Информатика и образование. 2022. Т. 37. № 6. С. 37–44. doi: 10.32517/0234-0453-2022-37-6-37-44.
- Столбова И.Д., Кочурова Л.В., Носов К.Г. К вопросу о цифровой трансформации предметного обучения // Информатика и образование. 2020. № 9. С. 53–63. doi: 10.32517/0234-0453-2020-35-9-53-63.
- Чахнашвили М.Л., Иванов Д.В. Влияние цифровизации на здоровье детей и подростков // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2022. Т. 16. № 3. С. 56–66. doi: 10.24412/2075-4094-2022-3-2-2.
- Scheerder A., Deursen A., Van Dijk J. Determinants of Internet skills, uses and outcomes. A systematic review of the second- and third-level digital divide // Telematics and Informatics. 2017. Vol. 34. № 8. P. 1607–1624. doi: 10.1016/j.tele.2017.07.007.
- Носкова Т.Н. Цифровая образовательная среда: методологический аспект запуска инноваций // Информатика и образование. 2023. Т. 38. № 6. С. 45–51. doi: 10.32517/0234-0453-2023-38-6-45-51.
- Григорьева И.В., Болкунов Г.А. Цифровая образовательная среда (ЦОС): вызовы и возможности // Вестник Университета Российской академии образования. 2023. № 2. С. 64–71. doi: 10.24412/2072-5833-2023-2-64-71.
- Черных С.И., Борисенко И.Г. Цифровая образовательная среда – основной тренд трансформации образования // Философия образования. 2021. Т. 21. № 3. С. 5–17. doi: 10.15372/PHE20210301.
- Гельман В.Я. Снижение образовательных достижений по тесту PISA и развитие информационно-коммуникационных технологий // Международный научно-исследовательский журнал. 2024. № 3. С. 26–31. doi: 10.23670/IRJ.2024.141.42.
- Korte M. The impact of the digital revolution on human brain and behavior: where do we stand? // Dialogues in Clinical Neuroscience. 2022. Vol. 22. P. 101–111. doi: 10.31887/DCNS.2020.22.2/mkorte.
- Small G.W., Lee Jooyeon, Kaufman A., Jalil J., Siddarth P., Gaddipati H., Moody T.D., Bookheimer S.Y. Brain health consequences of digital technology use // Dialogues in Clinical Neuroscience. 2020. Vol. 22. № 2. P. 179–187. doi: 10.31887/DCNS.2020.22.2/gsmall.
- Firth J., Torous J., Stubbs B. et al. The “online brain”: how the Internet may be changing our cognition // World Psychiatry. 2019. Vol. 18. № 2. P. 119–129. doi: 10.1002/wps.20617.
- Краснов П.О., Торгашина Н.Г., Супрун Е.В., Чабан Т.Ю. Естественно-научная грамотность: от PISA к региональному мониторингу // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2. № 2. С. 275–288. EDN: YBNXIY.
- Акопьян В.А. Актуализация формирования функциональной грамотности обучающихся общеобразовательной школы // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Т. 14. № 5. С. 61–74. doi: 10.12731/2658-4034-2023-14-5-61-74.
Дополнительные файлы
