Технология организации решения математических задач с использованием концепции поэтапного формирования умственных действий и критериального оценивания при обучении будущих учителей математики

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Математическое знание в силу специфики его освоения через решение задач играет особую роль в процессе развития различных форм мышления. В ходе решения математических задач за счет интериоризации эвристических приемов происходит формирование культурной формы творческого мышления. На усвоение аналитических эвристик могут оказывать влияние специальные приемы организации процесса обучения. В работе описан инструмент организации обучения решению математических задач как процесса, направленного на формирование ориентиров – эвристик согласно третьему типу ориентировки теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Приведены результаты формирующего эксперимента по освоению предложенной конструкции (схемы организации мыслительной деятельности, далее – ОМД) будущими учителями математики в процессе изучения интегрального исчисления функций одной переменной. С помощью U-критерия Манна – Уитни получены статистически значимые различия в уровнях сформированности эвристики «Анализ постановки задачи» в контрольной и экспериментальной группах. В связи с малочисленностью групп проведен качественный анализ результатов эксперимента. Показана возможность использования схемы ОМД для реализации стратегии полного усвоения и формирующего оценивания. Как предполагается, систематическое использование схемы ОМД в процессе обучения решению задач реализует технологию обучения с третьим типом ориентировки и целесообразно при подготовке учителей математики.

Об авторах

Ольга Викторовна Макеева

Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова

Автор, ответственный за переписку.
Email: mov_ulspu@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4345-2296

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики

Россия, 432071, г. Ульяновск, пл. Ленина, 4/5

Список литературы

  1. Макеева О.В., Фолиадова Е.В. Инструкционная схема организации мыслительной деятельности будущих учителей математики в процессе освоения базовых понятий функционального анализа // Поволжский педагогический поиск. 2020. № 4. С. 108–115. doi: 10.33065/2307-1052-2020-4-34-108-115.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2004. 352 с. EDN: QXIXLX.
  3. Медведев А.М., Жуланова И.В. Деятельностный подход как ориентир современного образования: исходное содержание и риски редукции // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 2. С. 29–48. EDN: CZVJFB.
  4. Эльконин Б.Д. Современность теории и практики учебной деятельности: ключевые вопросы и перспективы // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 4. С. 28–39. doi: 10.17759/pse.2020250403.
  5. Степанова М.А. Вариации на тему развивающего образования // Культурно-историческая психология. 2023. Т. 19. № 4. С. 78–89. doi: 10.17759/chp.2023190408.
  6. Степанова М.А. К вопросу о преподавании математики в начальной школе: опыт экспериментального обучения // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2024. Т. 22. № 1. С. 161–189. EDN: GKAQQB.
  7. Гальперин П.Я. О формировании умственных действий и понятий // Культурно-историческая психология. 2010. № 3. С. 111–114. EDN: MUNIHJ.
  8. Лидерс А.Г., Фролов Ю.И. Развитие представлений об ориентировке и ориентировочной деятельности в концепции П.Я. Гальперина // Культурно-историческая психология. 2012. № 4. С. 13–27. EDN: PZSTJX.
  9. Подольский А.И. Научное наследие П.Я. Гальперина и вызовы XXI века // Национальный психологический журнал. 2017. № 3. С. 9–20. doi: 10.11621/npj.2017.0303.
  10. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain / ed. B.S. Bloom. New York: David McKey Co, 1956. 230 p.
  11. Шаповалова О.Н., Ефремова Н.Ф. Дидактический потенциал формирующего оценивания метапредметных результатов школьников: российский и зарубежный опыт // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 6. С. 78–89. EDN: YAKEBM.
  12. Высоцкая Е.В., Рехтман И.В. Два подхода к построению учебного предмета по третьему типу ориентировки и выбор «основных единиц» (на материале химии) // Культурно-историческая психология. 2012. № 4. С. 42–54. EDN: PZSTLB.
  13. Макеева О.В., Фолиадова Е.В. Формирующее оценивание мыследеятельности будущих учителей математики в процессе решения задач по математической дисциплине // Электронные библиотеки. 2019. Т. 22. № 6. С. 644–654. doi: 10.26907/1562-5419-2019-22-6-644-654.
  14. Спиридонов В.Ф. Психология мышления. Решение задач и проблем. М.: Юрайт, 2022. 323 с.
  15. Безукладников К.Э., Красноборова А.А., Крузе Б.А. Критериальное оценивание результатов образования. Пермь: ПГГПУ, 2012. 126 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Макеева О.В., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах