Выгорание и качество трудовой жизни российских и индонезийских учителей: пилотное исследование

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Инновационные изменения в образовании значительно увеличили рабочую нагрузку и уровень стресса учителей, что привело к их более частому выгоранию. Выгорание негативно сказывается на профессиональной деятельности и личном благополучии, что подчеркивает необходимость решения проблемы психического здоровья учителей как ключевого фактора повышения качества и эффективности образования. Целью пилотного исследования является изучение взаимосвязи между выгоранием и качеством трудовой жизни (КТЖ) школьных учителей в Бангкалане (Индонезия) и Владивостоке (Россия), а также сравнение уровней выгорания и КТЖ в этих двух странах. Были собраны данные у 60 учителей: по 30 участников из Бангкалана и Владивостока. Анализ данных включал корреляционный анализ для изучения связи между выгоранием и КТЖ, а также сравнительные статистические тесты для выявления различий между группами участников. Результаты показали значимую отрицательную корреляцию между выгоранием и КТЖ в обеих странах, что демонстрирует связь между ростом выгорания и снижением качества трудовой жизни. Кроме того, анализ выявил существенные различия в уровне выгорания: российские учителя испытывают его в большей степени по сравнению с индонезийскими. Однако статистически значимых различий в общем уровне КТЖ между двумя группами выявлено не было. Эти выводы подчеркивают важность разработки целевых мер по поддержке психического здоровья учителей и улучшению условий их труда в целях повышения качества образования.

Об авторах

Рофика Деви Маулина

Университет Мухаммадия Маланг

Автор, ответственный за переписку.
Email: rofikadewi@umm.ac.id
ORCID iD: 0009-0007-8004-2938

магистр психологии, преподаватель

Индонезия, 65113, г. Маланг, ул. Бандунг, 1

Ирина Леонидовна Аристова

Дальневосточный федеральный университет

Email: aristova.il@dvfu.ru

кандидат психологических наук, доцент

Россия, 690922, г. Владивосток, о. Русский, п. Аякс, 10

Список литературы

  1. Maslach C., Schaufeli W.B., Leiter M.P. Job burnout // Annual Review of Psychology. 2001. Vol. 52. P. 397–422. doi: 10.1146/annurev.psych.52.1.397.
  2. Петрова Н.Г., Мурзенко О.В. Синдром эмоционального выгорания у медиков и преподавателей высшей школы // Наука и инновации в медицине. 2018. T. 2. № 10. C. 26–29. EDN: XSMYBF.
  3. Мишин А.А. Взаимосвязь профессионального выгорания педагога и эмпатии // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 2. C. 498–502. EDN: RBRCRU.
  4. Mijakoski D., Cheptea D., Marca S.C. et al. Determinants of Burnout among Teachers: A Systematic Review of Longitudinal // International journal of environmental research and public health. 2022. Vol. 19. № 9. Article number 5776. doi: 10.3390/ijerph19095776.
  5. Chen W., Zhou S., Zheng W., Wu S. Investigating the Relationship between Job Burnout and Job Satisfaction among Chinese Generalist Teachers in Rural Primary Schools: A Serial Mediation Model // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. Vol. 19. № 21. Article number 14427. doi: 10.3390/ijerph192114427.
  6. Walton R.E. Quality of working life: What is it? // Sloan Management Review. 1973. Vol. 15. № 1. P. 11–21.
  7. Surawattanasakul V., Kiratipaisarl W., Siviroj P. Burnout and Quality of Work Life among Physicians during Internships in Public Hospitals in Thailand // Behavioral Sciences. 2024. Vol. 14. № 5. Article number 361. doi: 10.3390/bs14050361.
  8. Sun Boru, Fu Lei, Yan Canbing, Wang Yanmei, Fan Ling. Quality of working life and work engagement among nurses with standardised training: The mediating role of burnout and career identity // Nurse Education in Practice. 2022. Vol. 58. Article number 103276. doi: 10.1016/j.nepr.2021.103276.
  9. Salehi M., Seyyed F., Farhangdoust S. The impact of personal characteristics, quality of working life and psychological well-being on job burnout among Iranian external auditors // International Journal of Organization Theory & Behavior. 2020. Vol. 23. № 3. P. 189–205. doi: 10.1108/IJOTB-09-2018-0104.
  10. Kristensen T.S., Borritz M., Villadsen E., Christensen K.B. The Copenhagen Burnout Inventory: A new tool for the assessment of burnout // Work & Stress. 2005. Vol. 19. P. 192–207. doi: 10.1080/02678370500297720.
  11. Easton S., Van Laar D. User Manual for the Work-Related Quality of Life (WRQoL) Scale: A Measure of Quality of Working Life. Portsmouth: University of Portsmouth, 2018. 83 p. doi: 10.17029/EASTON2018.
  12. Edwards J., Van Laar D.L., Easton S., Kinman G. The Work-Related Quality of Life scale for Higher Education Employees // Quality in Higher Education. 2009. Vol. 15. № 3. P. 207–219. doi: 10.1080/13538320903343057.
  13. Pereira D., Leitão J., Ramos L. Burnout and Quality of Work Life among Municipal Workers: Do Motivating and Economic Factors Play a Mediating Role? // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. Vol. 19. № 20. Article number 13035. doi: 10.3390/ijerph192013035.
  14. Akar H. The relationships between quality of working life, school alienation, burnout, affective commitment and organizational citizenship: a study on teachers // European Journal of Educational Research. 2018. Vol. 7. № 2. P. 169–180. doi: 10.12973/eu-jer.7.2.169.
  15. Горблянский Ю.Ю., Понамарева О.П., Конторович Е.П. Основные предикторы профессионального выгорания у педагогов // Медицина труда и промышленная экология. 2019. Т. 59. № 9. С. 605–606. doi: 10.31089/1026-9428-2019-59-9-605-606.
  16. Rachmawati D., Qomariyah N. The Effect of Gratitude on Job Satisfaction among Honorary Teachers // Indonesian Psychological Research. 2024. Vol. 6. № 1. P. 61–72. doi: 10.29080/ipr.v6i1.1074.
  17. Einav M., Confino D., Geva N., Margalit M. Teachers’ Burnout – The Role of Social Support, Gratitude, Hope, Entitlement and Loneliness // International Journal of Applied Positive Psychology. 2024. Vol. 9. № 2. P. 827–849. doi: 10.1007/s41042-024-00154-5.
  18. Nicuță E.G., Diaconu-Gherasim L.R., Constantin T. How trait gratitude relates to teachers’ burnout and work engagement: job demands and resources as mediators // Current Psychology. 2023. Vol. 42. № 34. P. 30338–30347. doi: 10.1007/s12144-022-04086-8.
  19. Ермолин А.В., Городилов П.В. Представленность в сознании учителей степени удовлетворённости качеством трудовой жизни // Профессиональные представления. 2019. № 1. С. 158–164. EDN: UQFVJQ.
  20. Zvyagintsev R., Konstantinovskiy D., Pinskaya M., Kosaretsky S. Occupational well-being of Russian teachers: Risk factors and areas for improvement // Issues in Educational Research. 2022. Vol. 32. № 2. P. 825–847. EDN: BGLIUW.
  21. Prakoso O.A. Quality of work life: studi indigenous pada guru bersuku Jawa di Jawa Tengah // Journal of Social and Industrial Psychology. 2013. Vol. 2. № 2. P. 43–51.
  22. Hartinah S., Suharso P., Umam R., Syazali M., Lestari B.D., Roslina R., Jermsittiparsert K. Teacher’s performance management: The role of principal’s leadership, work environment and motivation in Tegal City, Indonesia // Management Science Letters. 2020. Vol. 10. P. 235–246. doi: 10.5267/j.msl.2019.7.038.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Маулина Р.Д., Аристова И.Л., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах