ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ ФЛЕКСИБИЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ТРУДА Г. НОВОСИБИРСКА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Уровень активности индивида на рынке труда во многом зависит от уровня развития когнитивной флексибильности – ментальной способности, характеризующей умение индивида преобразовывать когнитивные установки, адаптируясь под новые требования современности. В работе представлены результаты измерения когнитивной флексибильности участников рынка труда (на выборке из 380 профессионально активных жителей г. Новосибирска). Измерения когнитивной флексибильности проведены с помощью опросника J.P. Dennis и J.S. Vander Wal Cognitive Flexibility Inventory (CFI), адаптированного на русскоязычной выборке выборке Е.Ю. Осаволюк, С.С. Кургиняна. Опрос респондентов проводился с использованием инструмента анонимного опроса Google Forms. Цель статьи – изучение особенностей когнитивной флексибильности участников рынка труда г. Новосибирска. Изучена связь данных участников рынка труда (пол, возраст, образование, семейное положение, материальное положение, степень активности в профессиональном саморазвитии) и когнитивной флексибильности (интегральный показатель и шкалы «Альтернатива» и «Контроль»). Обнаружено, что степень активности респондентов в профессиональном саморазвитии выше у представителей старшего поколения и ниже у семейных людей. Интегральный показатель «Когнитивная флексибильность» сильнее всего положительно связан с уровнем материального благосостояния респондентов, степенью активности в профессиональном саморазвитии. Отмечена гендерная зависимость показателей когнитивной флексибильности респондентов: интегральный показатель когнитивной флексибильности и показатель по шкале «Альтернатива» выше у женщин, а показатель по шкале «Контроль» – у мужчин.

Об авторах

О. А. Чикова

Уральский государственный педагогический университет; Новосибирский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: chik63@mail.ru

доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник, профессор кафедры информационных систем и цифрового образования

Россия

Е. В. Расахацкая

Новосибирский государственный педагогический университет

Email: zeny1977@mail.ru

магистрант

Россия

И. В. Сартаков

Новосибирский государственный педагогический университет

Email: nsk@bk.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных систем и цифрового образования

Россия

Список литературы

  1. Суровцев А.В., Смирнова А.Ю. Карьера и организационные изменения // Личность в ситуации социальных изменений: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. Саратов: Наука, 2019. С. 164-168.
  2. Лялина Е.Е. Понятие карьеры и карьерного роста персонала предприятия // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 10-2. С. 271-272.
  3. Arthur M.B., Khapova S.N., Wilderom C.P.M. Career success in a boundary less career wordy // Journal of Organizational Behavior. 2005. Vol. 26. № 2. P. 177-202. doi: 10.1002/job.290.
  4. Грамматикопуло А.А. Когнитивная флексибильность и креативность работника как ресурсы его карьерного роста в изменяющейся ситуации // Личность в ситуации социальных изменений: сборник материалов II всероссийской научно-практической конференции. Саратов: Наука, 2020. С. 45-52.
  5. Smirnova A.Yu. The organizational culture as a factor that predestines the individual perception of job insecurity // International Annual Edition of Applied Psychology: Theory, Research, and Practice. 2019. Т. 6. № 1. С. 15-22.
  6. Смирнова А.Ю. Субъективная незащищенность в сфере труда, аффективное измерение: влияние феномена на работника и организацию // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16. № 1. С. 90-95. doi: 10.18500/1819-7671-2016-16-1-90-95.
  7. Смирнова А.Ю. Диагностика справедливости в организации: психометрические характеристики шкалы «процессуальная справедливость методики диагностики организационной справедливости Дж. Колкитта // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20. № 1. С. 80-88. doi: 10.18500/1819-7671-2020-20-1-80-88.
  8. Кургинян С.С., Осаволюк Е.Ю. Опросник когнитивной флексибильности (CFI): адаптация на русскоязычной выборке // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 2. С. 105-119. doi: 10.7868/S0205959218020101.
  9. Осаволюк Е.Ю., Кургинян С.С. Когнитивная флексибильность личности: теория, измерение, практика // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 15. № 1. С. 128-144. doi: 10.17323/1813-8918-2018-1-128-144.
  10. Кустова Е.И. Социально-психологические качества личности студентов, влияющие на будущую профессиональную успешность // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. Т. 3. № 2. С. 57-65.
  11. Королева Ю.А. Флексибильность как ресурс жизнеспособности современной личности // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. № 1. С. 5-15.
  12. Павлова Е.В. Психологические корреляты готовности к инновационной деятельности студентов, получающих профессии типа «человек - человек» // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. № 88. С. 89-95.
  13. Yehene E., Meiran N., Soroker N. Basal ganglia play a unique role in task switching within the frontal-subcortical circuits: evidence from patients with focal lesions // Journal of Cognitive Neuroscience. 2008. Vol. 20. № 6. P. 1079-1093. doi: 10.1162/jocn.2008.20077.
  14. Carroll D.J., Blakey E., FitzGibbon L. Cognitive Flexibility in Young Children: Beyond Perseveration // Child Development Perspectives. 2016. Vol. 10. № 4. P. 211-215. doi: 10.1111/cdep.12192.
  15. Al-Masoudi M.H., Naser M.S., Ibrahim H.M. Cognitive flexibility and its relationship to the divergent thinking of fourth grade students // Indian Journal of Public Health Research and Development. 2018. Vol. 9. № 12. P. 861-864.
  16. Çelikkaleli Ö. The Relation Between Cognitive Flexibility and Academic, Social and Emotional Self-Efficacy Beliefs Among Adolescents // Egitim ve bilim-education and science. 2014. Vol. 39. № 176. P. 347-354. doi: 10.15390/EB.2014.3467.
  17. Lin W.L., Tsai P.H., Lin H.Y., Chen H.C. How does emotion influence different creative performances? The mediating role of cognitive flexibility // Cognition and Emotion. 2014. Vol. 28. № 5. P. 834-844. doi: 10.1080/02699931.2013.854195.
  18. Su Y.F., Chung S.H., Su S.W. The impact of cognitive flexibility on resistance to organizational change // Social Behavior and Personality. 2012. Vol. 40. № 5. P. 735-746. doi: 10.2224/sbp.2012.40.5.735.
  19. Aydin F., Odaci H. School Counsellors’ job satisfaction: What is the role of counselling self-efficacy, trait anxiety and cognitive flexibility? // Journal of Psychologists and Counsellors in Schools. 2020. Vol. 30. № 2. P. 202-215. doi: 10.1017/jgc.2019.32.
  20. Laureiro-Martínez D., Brusoni S. Cognitive flexibility and adaptive decision-making: Evidence from a laboratory study of expert decision makers // Strategic Management Journal. 2018. Vol. 39. № 4. P. 1031-1058. doi: 10.1002/smj.2774.
  21. Jiatong W., Murad M., Li C., Gill S.A., Ashraf S.F. Linking cognitive flexibility to entrepreneurial alertness and entrepreneurial intention among medical students with the moderating role of entrepreneurial self-efficacy: A second-order moderated mediation // PLoS ONE. 2021. Vol. 16. № 10. Article number e0256420. doi: 10.1371/journal.pone.0259491.
  22. Dennis J.P., Wal J.S.V. The cognitive flexibility inventory: Instrument development and estimates of reliability and validity // Cognitive Therapy and Research. 2010. Vol. 34. № 3. P. 241-253. doi: 10.1007/s10608-009-9276-4.
  23. Portoghese I., Lasio M., Conti R., Mascia M.L., Hitchcott P., Agus M., Gemignani A., Penna M.P. Cognitive Flexibility Inventory: Factor structure, invariance, reliability, convergent, and discriminant validity among Italian university students // PsyCH Journal. 2020. Vol. 9. № 6. P. 934-941. doi: 10.1002/pchj.401.
  24. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005. 416 с.
  25. Наследов А. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2013. 416 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах