ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНИКАХ ОСНОВ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируется содержание учебников учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) с точки зрения постановки в них аксиологических проблем, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников. Выявлены общие вопросы, раскрывающие аксиологическое содержание наиболее популярных у забайкальских педагогов учебников по модулям ОРКСЭ, востребованным в крае («Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры», «Основы буддийской культуры»). Представлен их анализ с позиции следующих аспектов: культура и отношение к ней, исторические аспекты модулей ОРКСЭ, картина мира, источник представлений о мире, сущность человека, цель жизни, нравственность и золотое правило этики, понятие добра и зла, раскаяние и покаяние, сострадание и милосердие, человек и Родина, защита Отечества, человек и семья, человек и природа, человек и труд, святыни, культурные традиции. Авторы приходят к выводу о том, что в анализируемых учебниках многие вопросы, предложенные для изучения, являются общими и способствуют развитию ценностного отношения личности к миру. В то же время отмечается различие духовных аспектов содержания разных модулей ОРКСЭ. Обращается внимание на то, что перегруженный информацией модуль «Основы мировых религиозных культур» сложно воспринимается ребенком 10–11 лет и не способствует развитию его ценностной позиции и сохранению его информационной и духовной безопасности. 

Об авторах

Ольга Сергеевна Наумова

Забайкальский государственный университет, Чита

Автор, ответственный за переписку.
Email: olga.naumova.72.72@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики 

Россия

Елена Валериановна Дробная

Институт развития образования Забайкальского края, Чита

Email: zabkipkro@mail.ru

кандидат культурологии, заместитель директора Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников

Россия

Список литературы

  1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: АСТ, 2006. 478 с.
  2. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М.: АСТ, 2003. 356 с.
  3. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М.: Педагогика, 1974. С. 51–123.
  4. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ Сфера, 2003. 160 с.
  5. Рогова А.В. Разработка проблемы творчества в концепции человека культуры в отечественной философско-педагогической мысли второй половины XIX в. и русского зарубежья первой половины ХХ в. // Гуманитарный вектор. 2008. № 1. С. 57–64.
  6. Остапенко А.А. Воспитательный потенциал полиэтничного социума. Об истоках патриотизма в поликультурной среде // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 4. С. 361–370.
  7. Метлик И.В., Галицкая И.А., Ситников А.В. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе. М.: Про-пресс, 2012. 264 с.
  8. Костюкова Т.А., Петрова Г.И., Шапошникова Т.Д. Социокультурные основания и особенности взаимодействия светского и религиозного компонентов в современном российском образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. № 6. С. 191–198. doi: 10.23951/1609-624X-2020-6-191-197.
  9. Рогова А.В. Роль православия и образования в культурно-цивилизационном развитии человечества // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. № 2. С. 321–328.
  10. Наумова О.С. Подготовка будущих учителей к реализации духовно-нравственного воспитания школьников на основе отечественных традиций // Ученые записки Забaйкальского государственного университета. 2017. Т. 12. № 5. С. 13–19.
  11. Сластенин В.А. Педагогическая аксиология. Красноярск: Сибирский государственный технологический университет, 2008. 293 с.
  12. Потанина Л.Т., Склярова Т.В. Развитие ценностно-нравственных представлений у учащихся в системе школьного образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 3. С. 255–265. doi: 10.32744/pse.2019.3.19.
  13. Выжлецов Г.П. Научная рациональность в эпоху аксиологического релятивизма // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2015. № 4. С. 21–26.
  14. Щуркова Н.Е. Стратегии воспитания: человек в пространстве ценностей гуманистической культуры // Народное образование. 2017. № 8. С. 95–104.
  15. Остапенко А.А. Духовно-нравственное или духовное и нравственное? // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2013. № 4. С. 237–240.
  16. Потанина Л.Т., Склярова Т.В. Смыслопорождающая деятельность педагога как средство духовно-нравственного развития личности младшего школьника // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2016. Т. 18. С. 74–81.
  17. Артамонова Е.И. Воспитание в образовательной организации и готовность педагога к его реализации // Педагогическое образование и наука. 2020. № 4. С. 7–19.
  18. Потанина Л.Т., Склярова Т.В. Ценностное восприятие мира педагогом в контексте духовно-нравственного воспитания // Воспитание школьников. 2021. № 1. С. 12–18.
  19. Склярова Т.В., Битянова М.Р., Беглова Т.В. Ценности в современном школьном образовании: опыт педагогического проектирования. Пенза: Пензенская Духовная Семинария, 2017. 328 с.
  20. Cклярова Т.В. Развитие субъектной позиции учащихся в процессе изучения религиозных ценностей // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика и психология. 2015. № 4. С. 22–28. doi: 10.15382/sturIV201539.22-28.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах