ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАКТИК СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И НРАВСТВЕННЫХ НОРМАТИВОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
- Авторы: Акимова М.К.1, Галстян О.А.2
-
Учреждения:
- Российский государственный гуманитарный университет, Москва
- Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево
- Выпуск: № 3 (2018)
- Страницы: 35-41
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/157
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-3-35-41
- ID: 157
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследование проводилось с целью установления предпочитаемых студенческой молодежью практик повседневного непосредственного социального взаимодействия, а также взаимосвязей между этими практиками и такими нравственными нормативами, как доверительность, честность и солидарность. В выборку вошли студенты вуза Московской области, обучающиеся по гуманитарным направлениям подготовки (N=88).
Диагностика практик повседневного социального взаимодействия осуществлялась с помощью диагностического интервью, стимульным материалом которого является описание проблемных ситуаций общественной жизни. Испытуемый определяет значимость предлагаемой ситуации и осуществляет решение заложенной в ней проблемы путем выбора из веера вариантов стратегии/практики социального взаимодействия. Оценка нравственных нормативов осуществлялась с помощью тестов-опросников, позволяющих измерять уровень сформированности разных аспектов доверительности и солидарности, а также степень легитимизации разных проявлений нечестности.
Попарный корреляционный анализ показал, что предпочитаемыми практиками социального взаимодействия студентов являются активные стратегии. Установлено, что степень их предпочтения зависит от уровня самостоятельности субъекта во взаимодействии и, как следствие, уровня ответственности за последствия этих действий. На основе корреляционного анализа выявлен вклад определенных нормативов в реализацию конкретных практик социальной активности студентов. Установлено, что норматив гражданственности отличается тотальностью влияния на общественную активность молодежи. Результаты имеют прикладное значение, так как выявляют «мишени» воспитательной работы, проводимой в вузе.
Дальнейшие перспективы исследования связаны с выделением типов студентов, характеризующихся определенными практиками социального взаимодействия и моральными регуляторами поведения, и определением их представленности в выборке.
Об авторах
Маргарита Константиновна Акимова
Российский государственный гуманитарный университет, Москва
Email: m.k.akimova@rambler.ru
доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии и психодиагностики Института психологии имени Л.С. Выготского
РоссияОльга Александровна Галстян
Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево
Автор, ответственный за переписку.
Email: o-galstyan@yandex.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики
РоссияСписок литературы
- Каратабан И.А. Социальный потенциал студенческой молодежи как предмет методологического анализа // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Ч. III. Люберцы: АР-Консалт, 2017. С. 33–34.
- Демографический ежегодник России 2017: статистический сборник. M.: Росстат, 2017. 263 c.
- Тевлюкова О.Ю. Общественно-политическая активность студенческой молодежи // Наука и образование: современные тренды. 2015. № 2. С. 485–494.
- Тихонов В.Г. Социально-политическая активность российской студенческой молодежи: методологические проблемы социологического исследования // Теория и практика общественного развития. 2011. № 7. С. 71–73.
- Putnam R.D. Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community. New York: Simon & Schuster, 2000. 541 p.
- Димитров И.Т., Петкова И.О. Смысложизненные ориентации и жизнестойкость у болгарских студентов гуманитарных специальностей // Педагогическое образование в России. 2015. № 12. С. 295–308.
- Гусельцева М.С. Образы достойного будущего как фактор позитивной социализации детей и подростков: идея гуманизма // Образовательная политика. 2015. № 4. С. 7–27.
- Чумакова Т.Н., Николаева Л.С. Ценностные ориентации студенческой молодежи в контексте кризиса социализационной системы трансформирующегося Российского общества // Актуальные проблемы воспитания в образовательной среде: сборник материалов международной междисциплинарной научно-практической конференции. Новочеркасск: Лик, 2017. С. 140–142.
- Omelchenko D., Maximova S., Avdeeva G., Goncharova N., Noyanzina O., Surtaeva O. Patriotic education and civic culture of youth in Russia: sociological perspective // Procedia – Social and Behavioral Sciences: proceedings of 2nd global conference on psychology researches (GCPR-2014). 2015. Vol. 190. P. 364–371.
- Siramkaya S., Aydin D. “Social Space” Concept In The Psycho – Social Development Of University Youth And Its Exemplification In Faculty Buildings // Procedia – Social and Behavioral Sciences: 2nd world conference on psychology and sociology (PSYSOC 2013). 2014. Vol. 140. P. 246–254.
- Акимова М.К., Сысоева Т.А. Влияние региональных различий на специфику ценностного отношения к миру // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. Т. 7. № 3. С. 6–16.
- Галстян О.А. Нравственные регуляторы социальной активности студенческой молодежи // Вестник государственного гуманитарно-технологического университета. 2018. № 2. С. 45–50.
- Слонский Е.С. Уровень доверия молодежи к основным демократическим институтам // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2010. № 2. С. 245–250.
- Yeshpanova D., Narbekova G., Biyekenova N., Kuchinskaya J., Mukanova O. Social Activity Of Youth In Social And Cultural Measurement // Procedia – Social and Behavioral Sciences: 2nd world conference on psychology and sociology (PSYSOC 2013). 2014. Vol. 140. P. 109–114.
- Балабанова Е.С. Личностные и групповые факторы развития социальной активности молодежи // Приоритетные направления развития науки и образования. 2015. № 2. С. 226–229.
- Балог А.И. Формирование социальной активности молодежи: особенности, структура и мотивы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11-1. С. 85–89.
- Васильева Е.Н., Полтавская М.Б., Левковская Н.Г. Формирование социально-политической активности студенческой молодежи: социализирующие факторы и педагогические установки // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 2. С. 142–154.
- Величко Г.А. Гражданская активность современной российской молодежи // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: сборник материалов Межрегиональной научной конференции. Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2018. С. 92–104.
- Сохадзе К.Г. Социальная активность российской молодежи: масштабы и факторы сдерживания // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2017. Т. 17. № 3. С. 348–363.
- Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. Избранные труды. СПб.: Питер, 2008. 336 с.
- Акимова М.К., Персиянцева С.В. Влияние субъективных оценок значимости проблемных ситуаций на механизмы социального взаимодействия // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2018. № 1. С. 89–98.
- Акимова М.К., Горбачева Е.И. Социальный капитал личности: нормативный подход к изучению и диагностике // Вопросы психологии. 2014. № 1. С. 58–67.