ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВУЗА
- Авторы: Егорова Ю.Н.1, Генварева Ю.А.1
-
Учреждения:
- Оренбургский институт путей сообщения – филиал Самарского государственного университета путей сообщения, Оренбург
- Выпуск: № 2 (2018)
- Страницы: 21-26
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/166
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-2-21-26
- ID: 166
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность проведенного исследования обусловлена переходом высших учебных заведений на компетентностно-ориентированную модель обучения и поиском образовательными учреждениями средств, повышающих качество выпускаемых специалистов. В связи с тем, что аудиторная нагрузка уменьшена, необходимо пересмотреть формы и методы и организации самостоятельной работы студентов, чтобы в дальнейшем сформировать заложенные компетенции. В рамках данного исследования средством организации самостоятельной работы студентов в техническом вузе выступает электронная образовательная среда. Оренбургским институтом путей сообщения электронная образовательная среда реализуется на базе модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды (Moodle). Авторы акцентируют возможности системы Moodle в реализации концепции «педагогики социального конструкционизма», предполагающей центральным звеном самостоятельную познавательную деятельность студента. Особенности организации самостоятельной работы средствами информационных технологий изложены на примере изучения дисциплины «Физика». Охарактеризована структура заполнения электронной образовательной среды. Приведены примеры методических приемов организации учебных занятий, используемых авторами при проведении исследования. Описаны такие формы работы, как лекция, практические занятия, лабораторные работы, лабораторные работы-проекты на основе виртуальных компьютерных и натурных моделей, имеющих прикладную направленность. Самостоятельная работа выполняется студентами в разных звеньях процесса обучения: при получении новых знаний, их закреплении, повторении и проверке.
Представлены результаты экспериментального исследования, которое позволило оценить эффективность использования электронной образовательной среды в успешном конструировании содержательного компонента всеми участниками учебного процесса, в возможности представления результатов достижений студентами как в учебной, так и во внеучебной деятельности, осуществления педагогического контроля и мониторинга.
Об авторах
Юлия Николаевна Егорова
Оренбургский институт путей сообщения – филиал Самарского государственного университета путей сообщения, Оренбург
Email: egorova333@rambler.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Общеобразовательные дисциплины», исполняющий обязанности декана факультета высшего образования
РоссияЮлия Анатольевна Генварева
Оренбургский институт путей сообщения – филиал Самарского государственного университета путей сообщения, Оренбург
Автор, ответственный за переписку.
Email: genvar@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общеобразовательные дисциплины»
РоссияСписок литературы
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ // Российская газета. 2012. № 5976.
- Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4. С. 16–31.
- Ерофеева Г.В. Технический вуз и компетентностный подход // Наука и школа. 2008. № 2. С. 7–9.
- Сырчиков А.С., Паначёв В.Д. Инновационная роль компетентностного подхода в техническом вузе // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2011. № 10. С. 46–48.
- Осьмук А.А. Алгоритм перехода к компетентностной модели подготовки специалиста // Философия образования. 2010. № 3. С. 127–134.
- Schneider R. Kompetenzentwicklung durch Forschendes Lernen? // Journal Hochschuldidaktik. 2009. № 2. P. 33–37.
- Schneider R., Wildt J. Forschendes Lernen in Praxisstudien – Ein hochschuldidaktisches Konzept zur Förderung professioneller Kompetenzen in der Lehrerbildung // Journal Hochschuldidaktik. 2007. № 2. P. 11–15.
- Генварева Ю.А. Педагогический потенциал образовательной среды технического вуза в самореализации личности студента // Междисциплинарное взаимодействие в контексте подготовки специалистов железнодорожной отрасли. Уфа: Аэтерна, 2017. С. 59–68.
- Егорова Ю.Н., Генварева Ю.А. Самореализация студента железнодорожного вуза в учебно-профессиональной деятельности // Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 2. С. 97–102.
- Егорова Ю.Н., Генварева Ю.А. Факторы и риски успешной самореализации студента в образовательном пространстве вуза // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 61–76.
- Похолков Ю.П., Рожкова С.В., Толкачева К.К. Уровень подготовки инженеров России. Оценка, проблемы и пути их решения // Проблемы управления в социальных системах. 2012. Т. 4. № 7. С. 6–14.
- Митюкова И.В. Личностные особенности студентов железнодорожного вуза // Наука и инновации XXI века: материалы открытой окружной конференции молодых ученых. Сургут: СурГУ, 2004. Т. 2. С. 214–216.
- Психология самореализации профессионала / под науч. ред. Е.В. Федосенко. СПб.: Речь, 2012. 157 с.
- Ефремова Е.П., Рыбакова Е.В., Алексеенко И.В. О некоторых возможностях реализации электронного обучения в образовательной среде технического вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 12. С. 77–80.
- Ларионов В.В., Поздеева Э.В., Толмачева Н.Д., Шошин Э.Б. Организация самостоятельной работы бакалавров по физике в техническом университете // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 6. С. 80–90.
- Слепухин А.В. Использование принципов построения информационно-образовательной среды электронного обучения вуза для обоснования совокупности ее структурных компонентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 4. С. 92–100.
- Юрзинова И.Л., Незамайкин В.Н. Совершенствование образовательных технологий с использованием интернет-ресурсов в целях повышения качества научной работы студентов и аспирантов вузов // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2015. № 3. С. 127–136.
- Купавцев А.В. Методическая система самостоятельной работы студентов по физике // Вестник Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. Серия: Естественные науки. 2009. № 1. С. 105–116.
- Холодова С.Н. Совершенствование самостоятельной работы студентов в курсе «Практикум решения задач по физике» // Научный поиск. 2012. № 4.1. С. 74–75.
- Романов А.М. Педагогические условия формирования смыслообразующей мотивации студентов вуза в информационно-образовательной среде. М.: Элит, 2009. 344 с.