АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕФОРМИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ
- Авторы: Сушко Н.Н.1
-
Учреждения:
- Томский государственный педагогический университет, Томск (Россия) Средняя общеобразовательная школа № 21, Павлодар
- Выпуск: № 2 (2018)
- Страницы: 45-51
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/170
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-2-45-51
- ID: 170
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена проблеме активизации познавательной активности младших школьников. Изменившиеся реалии учебного процесса: обновление содержания образования, ускорение темпа образовательного процесса, увеличение объема подлежащей усвоению информации и др. – привели к существенному ухудшению физического и психологического состояния современных школьников, что, несомненно, влияет на снижение познавательной активности.
В статье представлен опыт теоретического и эмпирического исследования активизации познавательной деятельности младших школьников с использованием деформированных заданий, охарактеризованы понятия «познавательная деятельность», «деформированные задания» в педагогическом контексте.
В рамках данного исследования педагогическими условиями активизации познавательной деятельности учащихся младших классов являются деформированные задания. В статье рассматриваются виды деформированных заданий: задания с недостающими данными, найди закономерность и продолжи ее и т. д. Приведены примеры методических приемов организации учебных занятий, использованных авторами на формирующем этапе эмпирического исследования.
Представлены результаты эмпирического исследования, в процессе которого была реализована программа развивающего обучения «Занимательная математика», где большое количество внимания уделено деформированным заданиям, позволяющим эффективно проводить занятия в младших классах. Целью опытного обучения явилось уточнение и корректировка средств организации познавательной деятельности учащихся во время образовательного процесса. В статье приведены примеры конкретных заданий и их описание. Зафиксированная положительная динамика по всем показателям дает основание говорить об эффективности экспериментальной программы.
Об авторах
Наталья Николаевна Сушко
Томский государственный педагогический университет, Томск (Россия)Средняя общеобразовательная школа № 21, Павлодар
Автор, ответственный за переписку.
Email: tigrerra1982@yandex.ru
аспирант, учитель начальных классов
КазахстанСписок литературы
- РК. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан: постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
- Назарбаев Н.А. Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства: послание народу Казахстана // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. URL: adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002050.
- Капустина П.А. Преодоление неуспеваемости младших школьников как психолого-педагогическая проблема // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: сборник трудов конференции. Чебоксары: Интерактив Плюс, 2017. С. 28–31.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Педагогика, 1985. 240 с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959. 347 с.
- Белая Н.С. Компетентностный подход как объект исследования в трудах отечественных и зарубежных ученых // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 6. С. 166–170.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. 115 с.
- Еремина Л.И. Развитие креативности личности: психологический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. № 1. С. 42–47.
- Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетиздат, 1990. 560 с.
- Поздеева С.И. Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе. Томск: Дельтаплан, 2004. 311 с.
- Полуднякова Н.А., Вильцина С.А. Использование дидактических методов активизации познавательной деятельности в обучении школьников // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 1068–1071.
- Будаева Е.В., Синдикова Г.М. Развивающее обучение как основа активизации познавательной деятельности младших школьников // Научные открытия 2016: сборник трудов XII Международной научно-практической конференции. Астрахань: Олимп, 2016. С. 157–159.
- Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологи. 4-е изд. М.: ВЛАДОС, 2003. 54 с.
- Даринский А.В. Урок географии в средней школе. М.: Просвещение, 1984. 23 с.
- Шубович М.М. Развитие креативности в условиях современного личностно-ориентированного образования // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 3. С. 14–19.
- Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Обучение математике в школе. Укрупнение дидактических единиц. М.: Столетие, 1996. 320 с.
- Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 207 с.
- Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности // Народное образование. 1995. № 10. С. 156–159.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1974. 272 с.
- Андриенко А.В. Современные средства контроля качества в образовании. Красноярск: СибГТУ, 2010. 95 с.