ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ГОТОВНОСТИ К ОТЦОВСТВУ
- Авторы: Борисенко Ю.В.1
-
Учреждения:
- Кемеровский государственный университет, Кемерово
- Выпуск: № 2 (2018)
- Страницы: 65-70
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/173
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-2-65-70
- ID: 173
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Демографические и социальные проблемы современной семьи во многом связаны со сложностью выполнения супружеских и родительских ролей молодыми людьми. При этом готовность к реализации этих ролей как у женщин, так и у мужчин формируется задолго до вступления в брак и рождения ребенка, начиная с дошкольного возраста. Это обусловливает необходимость исследования как вопросов становления готовности к родительству, так и проблем формирования этой готовности. В статье изложены теоретические предпосылки исследования психологической готовности к отцовству и ее становления в онтогенезе, а также результаты исследования, целью которого было выявление возможностей формирования основ психологической готовности к отцовству у детей дошкольного возраста. В нашем исследовании приняли участие 252 испытуемых: 168 родителей, имеющих детей-дошкольников, и 84 мальчика, средний возраст которых составил 5,3 года. Семьи испытуемых экспериментальной группы участвовали в работе по созданию благоприятной для формирования готовности к отцовству среды в рамках комплекса мер, косвенно воздействующих на ребенка. Семьи контрольной группы в работе не участвовали. Дети контрольной группы были обследованы в те же временные интервалы, что и экспериментальная группа. Статистический анализ полученных данных позволяет сделать вывод о наличии положительной динамики у детей экспериментальной группы при отсутствии изменений у детей контрольной группы, что указывает на возможность формирования основ психологической готовности к отцовству в рамках психологической работы по созданию благоприятной для этого среды. Результаты исследования будут интересны семейным психологам-практикам, исследователям, занимающимся теоретическими и практическими вопросами психологии родительства, гендерной проблематикой и проблемами психологии семейных отношений.
Об авторах
Юлия Вячеславовна Борисенко
Кемеровский государственный университет, Кемерово
Автор, ответственный за переписку.
Email: evseenkova@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии развития
РоссияСписок литературы
- Демина А.С. Психологическая готовность к материнству в период ранней взрослости // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 4-2. С. 88–92.
- Безрукова О.Н. Готовность к отцовству: факторы, условия и предпосылки // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. 2007. № 2-I. С. 98–109.
- Fthenakis W.E., Berwanger D., Reichert-Garschhammer E. Der Bildungs- und Erziehungsplan für Kinder von 0 bis 10 Jahren in Hessen. Wiesbaden: SM + KM, 2007. 355 p.
- Борисенко Ю.В. Отцовство как психологический феномен личности. Кемерово: Кросс, 2011. 280 с.
- Борисенко Ю.В., Портнова А.Г. Отцовство как фактор развития личности // Развитие личности. 2006. № 2. С. 70–81.
- Lamb M.E. Mothers, Fathers, Families, and Circumstances: Factors Affecting Children’s Adjustment // Applied Developmental Science. 2012. Vol. 16. № 2. P. 98–111.
- Pleck J.H. Paternal involvement: revised conceptualization and theoretical linkages with child outcomes and paternal involvement: levels, sources, and consequences // The role of the father in child development. 5th ed. New York: Wiley, 2010. P. 58–93.
- Eggebeen D.J., Knoester C. Does Fatherhood Matter for Men? // Journal of Marriage and the Family. 2001. Vol. 63. № 2. P. 381–393.
- Goldberg W., Edwin T., Tan Kara L. Trends in Academic Attention to Fathers, 1930–2006 // Fathering. 2009. Vol. 7. № 2. P. 159–179.
- Pleck J.H., Hofferth S. Mother involvement as an influence on father involvement with early adolescents // Fathering. 2008. № 6. P. 267–286.
- Parke R.D. Fathers and families // Handbook of Parenting. Mahwah: Erlbaum, 1995. P. 27–63.
- Doherty W.J., Erickson M.F., LaRossa R. An Intervention to Increase Father Involvement and Skills With Infants During the Transition to Parenthood // Journal of Family Psychology. 2006. Vol. 20. № 3. P. 438–447.
- Lamb M.E. The role of the father in child development. 5th ed. New York: Wiley, 2010. 672 p.
- Miller W.B. Proception: An important fertility behavior // Demography. 1986. № 23. P. 579–594.
- Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб.: Речь, 2011. 144 с.
- Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: для администрации школы, педагогов и школьных психологов. М.: Педагогический поиск, 1997. 112 с.
- Cowan P.A., Cowan C.P., Pruett M.K., Pruett K., Wong J.J. Promoting fathers’ engagement with children: Preventive interventions for low-income families // Journal of Marriage and Family. 2009. Vol. 71. № 3. P. 663–679.
- Fagan J., Lee Y. Effects of father’s early risk and resilience on paternal engagement with 5-year-olds // Journal of Family Relations. 2012. Vol. 61. № 5. P. 878–892.
- Абдуллина С.А. Особенности внутренней позиции родителя у детей подросткового возраста // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. № 7. С. 78–95.
- Горшкова Н.М., Филиппова Е.В. Особенности образа тела у детей дошкольного возраста, воспитывающихся без отца в различные периоды детства // Психологическая наука и образование. 2013. № 3. С. 66–77.