МЕТОД ПРОЕКТОВ В СТАНКОВОЙ КОМПОЗИЦИИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ К РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
- Авторы: Мулызева А.Б.1
-
Учреждения:
- Тольяттинский государственный университет, Тольятти Детская школа искусств № 11, Самара
- Выпуск: № 1 (2018)
- Страницы: 7-11
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/177
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-1-7-11
- ID: 177
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность приобщения подростков к культуре своего края обусловлена коренными изменениями, происходящими в современном обществе, процессами глобализации и регионализации. В связи с этим новые социальные и духовно-нравственные требования предъявляются сегодня и к отечественной педагогической системе. Особенно эффективным в современной образовательной среде становится метод проектов. Основными характеристиками этого метода являются планирование деятельности, анализ проблемной ситуации, поиск и осмысление информации, самостоятельная работа учащихся, последовательность дидактических методов и приемов.
В статье представлены основные этапы работы над проектом «Родные мотивы», формы и методы учебных занятий в рамках проекта, стадии и последовательность выполнения практического задания по станковой композиции. Приведены критерии для диагностики композиционных навыков учащихся.
Эффективность метода проектов на занятиях станковой композицией исследовалась на примере младших подростков в детской школе искусств № 11 г. Самары. Приведены результаты диагностики композиционных навыков учащихся, участвовавших в проекте. Полученные результаты позволяют проследить динамику роста художественно-творческих, композиционно-пространственных, колористических знаний, умений и навыков. Представлены результаты оценки знаний теоретического материала по истории и культуре родного края участников проекта. Установлено, что в ходе приобщения младших подростков к культуре своей малой родины обеспечивается рост познавательной активности учащихся, повышение их интереса к истории родного края, развитие художественно-творческих способностей детей. Метод проектов продемонстрировал свою эффективность при развитии композиционного мышления младших подростков.
Об авторах
Анна Борисовна Мулызева
Тольяттинский государственный университет, ТольяттиДетская школа искусств № 11, Самара
Автор, ответственный за переписку.
Email: anna.mulyzeva@mail.ru
кандидат культурологии, магистрант кафедры «Живопись и художественное образование» Института изобразительного и декоративно-прикладного искусства, педагог дополнительного образования
РоссияСписок литературы
- Лихачев Д.С. Прошлое – будущему: статьи и очерки. Л.: Наука, 1985. 576 с.
- РФ. Об образовании в Российской Федерации: закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Статья 3.
- Мурзина И.Я. Региональное культурно-образовательное пространство: структура, функции, социокультурный потенциал. М.: Перо, 2014. 197 с.
- Сорокин П.А. Система социологии. Т. 2. М.: Наука, 1993. 688 с.
- Стрелецкий В.Н. Географическое пространство и культура: мировоззренческие установки и исследовательские парадигмы в культурной географии // Известия Российской академии наук. Серия Географическая. 2002. № 4. С. 18–28.
- Фоминых О.Б. Региональная и провинциальная культура: некоторые характеристики // Время культуры в региональном пространстве: сборник научных трудов. Курган: КурГУ, 2010. С. 74–84.
- Якушкина М.С. Педагогический потенциал культуры как ресурс развития современного социального центра // Научный диалог. 2015. № 10. С. 120–133.
- Гугкаева И.Т. Метод проектов как педагогическая технология // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2. С. 144–146.
- Педагогический энциклопедический словарь / ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.
- Технология проектов в профессиональной деятельности педагога / под ред. Н.П. Несговорова. Курган: КурГУ, 2013. 316 с.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2003. 272 с.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2003. 112 с.
- Канунникова Т.А. Метод проектов в преподавании изобразительного искусства // Наука и Школа. 2016. № 1. С. 181–187.
- Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М.: Эгвес, 2004. 120 с.
- Краткий словарь по эстетике / под ред. М.Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. 224 с.
- Энциклопедический словарь. Современная версия / под ред. Ф. Брокгауза, И. Ефрона. М.: Эксмо, 2002. 672 с.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. В 4 ч. Ч. 3. Основы композиции. Обнинск: Титул, 1999. 80 с.
- Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1981. 159 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. 93 с.
- Ерёмина Л.И., Бибикова Н.В. Педагогические условия формирования креативности обучающихся // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017. № 4. С. 23–28.
- Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь. М.: Искусство, 1970. 519 с.