РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ В КНР
- Авторы: Шао Х.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва
- Выпуск: № 1 (2018)
- Страницы: 18-22
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/179
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-1-18-22
- ID: 179
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность выбранной для исследования тематики прежде всего обусловлена реформированием и развитием системы высшего образования в КНР и стремлением страны гарантировать и повысить качество высшего образования на фоне его интенсивного развития. После окончания «культурной революции» в Китае радикальные социально-политические, экономические и культурные изменения требуют как соответствующего преобразования высшего образования, так и оценки его качества. До сегодняшнего дня в Китае полноценная единая система оценки деятельности вузов для обеспечения и постоянного повышения качества высшего образования еще не сформирована. В статье обобщаются основные причины необходимости обновления системы оценки деятельности вузов в китайских новых социальных условиях, описывается процесс развития и совершенствования данной системы в контексте развития китайского высшего образования. Представлен анализ функций и технологий различных механизмов оценки в этой системе, таких как аккредитация, оценка аккредитованных специальностей подготовки в вузах, оценка образовательной деятельности по бакалаврской подготовке вузов, лицензирование, самообследование вузов и независимая профессионально-общественная оценка. На конкретных примерах отмечен процесс реализации и оптимизации вышеперечисленных оценочных инструментов, указаны их функциональные и методологические недостатки, а также несистемное и некоординированное взаимодействие. На основании результатов проведенной работы по оценке деятельности вузов в Китае и с учетом стратегических приоритетов развития образования в 2010–2020 гг. показаны тенденции развития системы оценки деятельности китайских вузов для повышения эффективности данной системы и обеспечения качества высшего образования страны.
Об авторах
Хайкунь Шао
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва
Автор, ответственный за переписку.
Email: 1987alesha@mail.ru
стажер факультета педагогического образования
РоссияСписок литературы
- Цзя Юнтан, Ло Хуатао. Историческое исследование по пути развития высшего образования в КНР с точки зрения теории позднего развития // Высшее образование. 2016. № 5. С. 1–12.
- Чжоу Ляншу, Чжу Мэнгуан. Роль КПК в развитии вузов в 1978–1989 гг. // Исследование истории КПК и обучение. 2013. № 5. С. 21–29.
- Чжан Сыву. Развитие китайского высшего образования: масштаб и качество // Вестник Сычуаньского педагогического университета. Серия: Социальные науки. 2006. № 1. С. 40–46.
- Чэн Туншунь, Гао Фэй. Реформа системы государственной аккредитации вуза в современном Китае // Высшее образование в провинции Цзянсу. 2007. № 4. С. 80–83.
- Се Гуйхуа. Государственная аккредитация вуза и подготовка магистрантов и докторантов после проведения политики реформ и открытости в Китае: историческое развитие и скачок // Исследование высшего образования в Китае. 2008. № 12. С. 6–10.
- Ду Ин. Государственная аккредитация вуза в КНР: положение и реформа // Учёная степень и подготовка магистрантов и докторов. 2008. № 8. С. 61–66.
- Су Чжаобинь, Ли Тяньян. Обзор системы государственной аккредитации вуза в Китае // Подготовка магистрантов и докторов. 2011. № 2. С. 11–14.
- Ган Хуэй, Ло Юнь, Сунь Чжицян. Выбор стратегии совершенствования показателей оценки аккредитованных специальностей // Исследование высшего образования в Китае. 2011. № 24. С. 16–19.
- Ван Дань, Ляо Хэн. Оценка образовательной деятельности вузов по бакалаврской подготовке: состояние и перспектива // Экзамен. 2010. № 22. С. 195–196.
- Ли Чжихун. Механизм оценки образовательной деятельности вузов по бакалаврской подготовке // Вестник Национальной академии образовательной администрации. 2005. № 8. С. 3–8.
- Ву Дунфан, Сы Сяохун. Оценка образовательной деятельности по бакалаврской подготовке вузов: оценка и рефлексия // Вестник Шаньси педагогического университета. Серия. Философия и социальные науки. 2009. № 1. С. 122–128.
- Шао Х., Попов Л.В. Оценка образовательной деятельности вузов КНР на уровне бакалавриата // Ломоносовские чтения: сборник статей и тезисов научной конференции. Вып. 13. М.: МАКС Пресс, 2015. С. 30–36.
- Ло Дунхай. Инновационное развитие системы оценки вузовской бакалаврской подготовки // Оценка качества высшего образования в Китае. 2009. № 1. С. 53–56.
- Лю Чжэньтянь. Комплексное конструирование и системные инновации оценки образовательной деятельности по бакалаврской подготовке в новом этапе // Высшее образование. 2012. № 3. С. 23–28.
- Го Хуэй, Тан Вэйхуа, Лю Линь. Самообследование вузов и улучшение образовательного качества // Высшее техническое образование. 2012. № 3. С. 146–152.
- Жуан Чжэньчжэн, Мэн Сянчэнь. Самообследование вузов в Китае: логика, проблемы и решение // Мэйтан Высшее образование. 2017. № 4. С. 11–15.
- Чжан Хунли. Состояние реализации отчётности вузов по качеству бакалаврской подготовки в Китае // Исследование в области юридического образования. 2015. № 2. С. 306–319.
- Чжан Чжиюнь. Проблемы оценки качества высшего образования // Сычуаньский университет искусств и наук. 2010. № 4. С. 107–110.
- Попов Л.В., Шао Хайкунь. Оценка вузов КНР в национальных и международных рейтингах // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2015. № 2. С. 99–116.
- Юй Сяобо, Лу Циюе, Ван Лэй. Независимая оценка качества вузов // Высшее образование. 2015. № 4. С. 33–38.