ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
- Авторы: Денисова Е.А.1, Ткаченко И.М.1
-
Учреждения:
- Тольяттинский государственный университет, Тольятти
- Выпуск: № 1 (2018)
- Страницы: 43-48
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/183
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-1-43-48
- ID: 183
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассмотрены основные особенности социально-психологической адаптации юношей и девушек, оставшихся без попечения родителей в детском возрасте, на примере воспитанников центра помощи, проживающих на территории городского округа Тольятти Самарской области.
Осуществлен теоретический анализ отечественных и зарубежных психологических исследований по вопросу адаптации. По мнению современных исследователей, процесс адаптации воспитанников интернатных учреждений осложнен в виду того, что особенности жизни в интернате сильно отличаются от условий в свободной жизненной среде. У таких ребят осложнены навыки продуктивного общения с окружающими, контакты отличаются поверхностностью и поспешностью, что, в свою очередь, является дополнительными стресс-факторами. Кроме того, подобные условия жизни формируют иждивенческую личную позицию воспитанников. Один из вариантов выхода из этой ситуации – пользующиеся все большей популярностью так называемые «социальные гостиницы».
В статье представлены первичные результаты психодиагностического исследования личностного адаптационного потенциала, включающего умения регулировать свое поведение (поведенческую регуляцию), коммуникативный потенциал и моральную нормативность воспитанников интернатных учреждений. Так, большинство воспитанников интернатных учреждений обладают низким уровнем развития адаптивных способностей, что формируется особыми условиями социальной ситуации развития и проявляется в низкой способности и готовности выпускников таких учреждений приспосабливаться к социальным изменениям, менять свое поведение и установки. Вместе с тем у воспитанников с удовлетворительным и хорошим уровнем адаптивности наблюдаются более высокие показатели поведенческой регуляции и моральной нормативности, в то время как у воспитанников с низким уровнем адаптивности есть трудности с регуляцией своего поведения во взаимодействии со средой (выявлены статистически значимые различия).
Цель статьи – представление к обсуждению результатов исследования особенностей социально-психологической адаптации воспитанников интернатных учреждений.
Об авторах
Елена Анатольевна Денисова
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Автор, ответственный за переписку.
Email: e_a_denisova@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Теоретическая и прикладная психология»
РоссияИрина Михайловна Ткаченко
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Email: e_a_denisova@mail.ru
магистрант кафедры «Теоретическая и прикладная психология»
РоссияСписок литературы
- Волохатова В.М. Социальная поддержка выпускников детских домов // Социальная педагогика. 2012. № 2. С. 91–95.
- Мигунова Т.А. Социальное сиротство: проблемы и пути решения // Беспризорник. 2003. № 4. С. 16–26.
- Николаева Э.Ф., Денисова Е.А., Николаева С.Ю. Возможности системного анализа особенностей адаптации личности // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № 4. С. 126–130.
- Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. № 1. С. 16–24.
- Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Осин Е.Н. Опыт структурной диагностики личностного потенциала // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 8–31.
- Денисова Е.А., Фатхуллина Е.В. Особенности социально-психологической адаптации пожилых людей // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № S28. С. 1–5.
- Ефремова М.Ю. Проблемы социализации выпускников детских домов // Инновационные направления деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Современные подходы к организации образовательного процесса в МБОУ детском доме им. Талалихина. М.: Педагогика, 2011. С. 74–82.
- Мухина В.С., Устюжанин Ф.Р. Проблемы психологического сопровождения ребенка с трудностями в поведении // Развитие личности. 2014. № 1. С. 216–217.
- Корнеева Т.П. Особенности социально-психологической адаптации воспитанников детских домов в средних профессиональных учебных заведениях // Транспортное дело России. 2013. № 1. С. 78–79.
- Безрукова А.Н., Голубь О.В. Проблема оценки эффективности жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 32. С. 163–167.
- Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006. 259 с.
- Рудов А.Г., Красницкая Г.С. Как усыновить ребенка. В помощь будущим усыновителям. Ростов на/Д.: Феникс, 2011. 288 с.
- Присяжная Н.В. Дети-сироты постинтернатное жизнеустройство // Социологические исследования. 2007. № 11. С. 54–63.
- Буровихина И.А., Леонтьев Д.А., Осина Е.Н. Силы характера как ресурсы личности подростка // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 107–127.
- Дубровина И.В., Минкова Э.А. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения // Детский дом. 2006. № 19. С. 12–14.
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. Изд. 3-е. СПб.: Питер, 2007. 414 с.
- Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. М.: Педагогика, 1998. С. 58–64.
- Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб.: Питер, 2005. 304 с.
- Интеграция детей с особенностями развития в образовательное пространство: сборник статей, методических материалов, нормативно-правовых документов / под ред. Л.М. Шипицыной. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2006. 260 с.
- Маклаков А.Г., Чермянин С.В. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: БАХРАХ-М, 2001. С. 549–558.