Аннотация
На сегодняшний день в баскетболе среди начинающих и профессиональных баскетболистов встречаются игроки с различным профилем функциональной асимметрии. Мнения по поводу необходимости учета асимметрии разные: одна группа ученых полагает, что в этом нет смысла, так как это не влияет на результативность, но большая часть ученых, посвятивших свои исследования изучению симметрии – асимметрии в физической культуре и спорте, считают, что при сглаживании функциональной асимметрии можно добиться более высоких спортивных результатов.
Цель статьи – анализ рациональности и результативности выполнения технических приемов ведущей и неведущей рукой юными баскетболистами в условиях соревновательной деятельности.
Экспериментально проверена модель технической подготовки юных баскетболистов с учетом функциональной асимметрии. Проведен видеоанализ и педагогическое наблюдение рациональности выполнения технических приемов по отношению к кольцу, а также анализ результативности выполнения технических приемов ведущей и неведущей рукой.
По окончании педагогического эксперимента процент нерезультативных приемов ведущей рукой одинаково снизился в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах. Показатели нерезультативных технических приемов, выполненных неведущей рукой, отличаются. В КГ наблюдается незначительное снижение нерезультативности: в ведении мяча – на 4,8 %, в передачах мяча – на 8 %, в бросках мяча – на 9 %. В ЭГ наблюдается более заметное снижение нерезультативности технических приемов, выполненных неведущей рукой: в ведении мяча – на 12 %, в передачах мяча – на 12 %, в бросках мяча из-под кольца – на 17,35 %.
Достоверное улучшение результатов технических действий, выполняемых юными баскетболистами ведущей и неведущей рукой, свидетельствует об эффективности внедрения модели технической подготовки с учетом функциональной асимметрии, которая включает специализированные комплексы упражнений, направленные на сглаживание имеющейся функциональной асимметрии.