ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ
- Авторы: Гаранина Ж.Г.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск
- Выпуск: № 4 (2017)
- Страницы: 55-60
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/195
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-4-55-60
- ID: 195
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема исследования процесса личностно-профессионального саморазвития современных специалистов является в настоящее время достаточно актуальной в связи с возрастанием требований к личности профессионала, способного к самостоятельному и систематическому повышению своего профессионального уровня.
В статье анализируются теоретические подходы к проблеме саморазвития, факторы личностно-профессионального саморазвития специалистов социономической сферы. Выделяются ценностно-смысловые, рефлексивные и регулятивные факторы саморазвития, на основе которых происходит осознание ценностей саморазвития и необходимости самоизменения, а также регуляция собственного поведения и деятельности, направленной на совершенствование своих личностных и профессиональных качеств.
Для выявления особенностей личностно-профессионального саморазвития проведено эмпирическое исследование среди специалистов социономической сферы с использованием психодиагностических и статистических методов. Получены результаты о наличии значимых взаимосвязей между уровнем саморазвития и такими качествами, как рефлексия, саморегуляция, самоактуализация, осмысленность жизни, готовность к саморазвитию, коммуникативная компетентность. В результате дисперсионного и факторного анализа выделены факторы, влияющие на процесс личностно-профессионального саморазвития.
На основании полученных результатов делаются выводы о том, что личностно-профессиональное саморазвитие определяется ценностно-смысловыми факторами, связанными с общим уровнем осмысленности жизни и мотивационной готовностью к саморазвитию и самоактуализации, а также рефлексивными и регулятивными факторами, основанными на стремлении к осознанию своих личностных и профессиональных качеств и регуляции своей деятельности. Одним из профессионально важных качеств специалистов социономической сферы, влияющих на профессиональное саморазвитие, выступает коммуникативная компетентность, которая является инструментом для осознания себя и совершенствования своей профессиональной коммуникативной деятельности.
Об авторах
Жанна Григорьевна Гаранина
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск
Автор, ответственный за переписку.
Email: garanina23@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии
РоссияСписок литературы
- Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб.: Питер, 2003. 364 с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М.: Академия, 2006. 240 с.
- Чурсина А.С. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов как приоритетное направление развития вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2014. № 1. С. 18–21.
- Гаранина Ж.Г. Личностно-профессиональное саморазвитие специалистов социономической сферы в процессе получения дополнительного профессионального образования // Интеграция образования. 2013. № 1. С. 99–104.
- Ушаков А.А. Основные векторы личностно-профессионального саморазвития педагога в условиях интеграции образовательных систем // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 993–1000.
- Федосенко Е.В. Профессиональная самореализация личности в современном обществе. СПб.: Речь, 2009. 122 с.
- Минияров В.М., Эстерле А.Е. Факторы профессионального саморазвития педагога-психолога в ходе профессиональной деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2017. Т. 14. № 1. С. 26–37.
- Исаев И.Ф., Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие: восхождение к акме // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 2. С. 43–54.
- Super D.E. Vocational development. New York: Willey, 1957. 391 p.
- Knudson-Martin C. Differentiation and self-development in the relationship context // Family Journal. 1996. Vol. 4. № 3. P. 188–198.
- Tiedeman D.V., O'Hara R.R. Social-cognitive theory of decision-making. New York: Elsevier Science & Technology, 1963. 462 р.
- Tomassini M., Zanazzi S. Reflexivity and self-development of competencies as key drivers in individuals’ learning and career paths: cases from Italy // Research in Comparative and International Education. 2014. Vol. 9. № 3. P. 301–312.
- Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М.: Академия, 2002. 250 с.
- Шаршов И.А. Система критериев, показателей и уровней процесса профессионально-творческого саморазвития субъектов в вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2010. Т. 1. № 15. С. 26–36.
- Тухватуллина С., Шумакова О.А. Обзор ключевых принципов, механизмов и барьеров профессионального саморазвития личности // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1. С. 200–203.
- Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 35–42.
- Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 225 с.
- Минюрова С.А. Психологические основания стратегий личностно-профессионального саморазвития // Образование и наука. 2007. № 5. С. 81–90.
- Фишман Б.Е. Педагогическая поддержка профессионального развития/саморазвития педагога // Педагогическое образование и наука. 2006. № 2. С. 10–16.
- Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. 320 с.
- Ермолаева М.В. Субъектный подход в психологии развития взрослого человека. М.: МОДЭК, 2006. 200 с.
- Кряхтунов М.И. Структура процесса профессионального саморазвития социального педагога. Ставрополь: СГУ, 1999. 382 c.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. М.: ВЛАДОС, 1999. 480 с.
- Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. 263 с.
- Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2008. 384 с.
- Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. № 24. С. 45–57.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 с.
- Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2002. 448 с.
- Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): руководство. М.: Когито-Центр, 2004. 44 с.
- Гаранина Ж.Г. Психологическая компетентность в структуре личностно-профессионального саморазвития специалистов социономической сферы. Саранск: Мордов. ун-т, 2013. 136 с.
Дополнительные файлы
