ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема исследования процесса личностно-профессионального саморазвития современных специалистов является в настоящее время достаточно актуальной в связи с возрастанием требований к личности профессионала, способного к самостоятельному и систематическому повышению своего профессионального уровня.

В статье анализируются теоретические подходы к проблеме саморазвития, факторы личностно-профессионального саморазвития специалистов социономической сферы. Выделяются ценностно-смысловые, рефлексивные и регулятивные факторы саморазвития, на основе которых происходит осознание ценностей саморазвития и необходимости самоизменения, а также регуляция собственного поведения и деятельности, направленной на совершенствование своих личностных и профессиональных качеств.

Для выявления особенностей личностно-профессионального саморазвития проведено эмпирическое исследование среди специалистов социономической сферы с использованием психодиагностических и статистических методов. Получены результаты о наличии значимых взаимосвязей между уровнем саморазвития и такими качествами, как рефлексия, саморегуляция, самоактуализация, осмысленность жизни, готовность к саморазвитию, коммуникативная компетентность. В результате дисперсионного и факторного анализа выделены факторы, влияющие на процесс личностно-профессионального саморазвития.

На основании полученных результатов делаются выводы о том, что личностно-профессиональное саморазвитие определяется ценностно-смысловыми факторами, связанными с общим уровнем осмысленности жизни и мотивационной готовностью к саморазвитию и самоактуализации, а также рефлексивными и регулятивными факторами, основанными на стремлении к осознанию своих личностных и профессиональных качеств и регуляции своей деятельности. Одним из профессионально важных качеств специалистов социономической сферы, влияющих на профессиональное саморазвитие, выступает коммуникативная компетентность, которая является инструментом для осознания себя и совершенствования своей профессиональной коммуникативной деятельности.

Об авторах

Жанна Григорьевна Гаранина

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск

Автор, ответственный за переписку.
Email: garanina23@mail.ru

кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии

Россия

Список литературы

  1. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб.: Питер, 2003. 364 с.
  2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М.: Академия, 2006. 240 с.
  3. Чурсина А.С. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов как приоритетное направление развития вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2014. № 1. С. 18–21.
  4. Гаранина Ж.Г. Личностно-профессиональное саморазвитие специалистов социономической сферы в процессе получения дополнительного профессионального образования // Интеграция образования. 2013. № 1. С. 99–104.
  5. Ушаков А.А. Основные векторы личностно-профессионального саморазвития педагога в условиях интеграции образовательных систем // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 993–1000.
  6. Федосенко Е.В. Профессиональная самореализация личности в современном обществе. СПб.: Речь, 2009. 122 с.
  7. Минияров В.М., Эстерле А.Е. Факторы профессионального саморазвития педагога-психолога в ходе профессиональной деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2017. Т. 14. № 1. С. 26–37.
  8. Исаев И.Ф., Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие: восхождение к акме // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 2. С. 43–54.
  9. Super D.E. Vocational development. New York: Willey, 1957. 391 p.
  10. Knudson-Martin C. Differentiation and self-development in the relationship context // Family Journal. 1996. Vol. 4. № 3. P. 188–198.
  11. Tiedeman D.V., O'Hara R.R. Social-cognitive theory of decision-making. New York: Elsevier Science & Technology, 1963. 462 р.
  12. Tomassini M., Zanazzi S. Reflexivity and self-development of competencies as key drivers in individuals’ learning and career paths: cases from Italy // Research in Comparative and International Education. 2014. Vol. 9. № 3. P. 301–312.
  13. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М.: Академия, 2002. 250 с.
  14. Шаршов И.А. Система критериев, показателей и уровней процесса профессионально-творческого саморазвития субъектов в вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2010. Т. 1. № 15. С. 26–36.
  15. Тухватуллина С., Шумакова О.А. Обзор ключевых принципов, механизмов и барьеров профессионального саморазвития личности // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1. С. 200–203.
  16. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 35–42.
  17. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 225 с.
  18. Минюрова С.А. Психологические основания стратегий личностно-профессионального саморазвития // Образование и наука. 2007. № 5. С. 81–90.
  19. Фишман Б.Е. Педагогическая поддержка профессионального развития/саморазвития педагога // Педагогическое образование и наука. 2006. № 2. С. 10–16.
  20. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. 320 с.
  21. Ермолаева М.В. Субъектный подход в психологии развития взрослого человека. М.: МОДЭК, 2006. 200 с.
  22. Кряхтунов М.И. Структура процесса профессионального саморазвития социального педагога. Ставрополь: СГУ, 1999. 382 c.
  23. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. М.: ВЛАДОС, 1999. 480 с.
  24. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. 263 с.
  25. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2008. 384 с.
  26. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. № 24. С. 45–57.
  27. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 с.
  28. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2002. 448 с.
  29. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): руководство. М.: Когито-Центр, 2004. 44 с.
  30. Гаранина Ж.Г. Психологическая компетентность в структуре личностно-профессионального саморазвития специалистов социономической сферы. Саранск: Мордов. ун-т, 2013. 136 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Гаранина Ж.Г., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах