ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ
- Авторы: Толикина Е.А.1
-
Учреждения:
- Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино
- Выпуск: № 3 (2017)
- Страницы: 20-26
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/203
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-3-20-26
- ID: 203
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена экспериментальному обоснованию эффективности интегративного курса литературы для формирования и совершенствования общекультурной компетентности студентов, получающих среднее профессиональное образование. Общекультурная компетентность на сегодняшний момент выступает важнейшим надпрофессиональным качеством, предъявляемым работодателем к современному специалисту. Выход из противоречивой дидактической ситуации по формированию данной компетентности среди студентов среднего профессионального образования видится в интеграционном подходе. Автор обозначает актуальность применения интеграционной технологии в рамках компетентностного подхода в современных образовательных условиях, дает определение названным понятиям. Представлено краткое описание разработки авторского интегративного курса по дисциплине «Литература», образовательной целью которого является формирование и совершенствование общекультурной компетентности. Более подробно в статье презентована система оценки сформированности общекультурной компетентности, построенная с учетом знаний о структурных компонентах компетентности: информационно-аналитическом, операционно-деятельностном, креативном и ценностно-ориентационном. Каждому структурному компоненту соответствуют несколько оценочных средств. Представлена разработанная автором система критериев сформированности общекультурной компетентности. Каждый критерий оценивается по трем уровням: начальному, базовому, продвинутому. Для достоверности полученных с помощью системы оценки результатов учтены не только качественные, но и количественные показатели сформированности компетентности.
Представленная система оценки позволила доказать экспериментальным путем интенсивность динамического процесса, выявленного по итогам реализации интегративного курса литературы для студентов среднего профессионального образования. Проведенный автором педагогический эксперимент подтверждает значимость и эффективность разработанного интегративного курса, направленного на формирование компетентностного образовательного результата, в совокупности с предложенной системой оценки уровня сформированности общекультурной компетентности в современных образовательных условиях.
Об авторах
Елена Анатольевна Толикина
Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино
Автор, ответственный за переписку.
Email: alenkat2506@mail.ru
старший преподаватель
РоссияСписок литературы
- Русова Н.Ю. Текст. Культура. Образование. Н. Новгород: НГПУ, 2009. 344 с.
- Ежова Т.В. Формирование общекультурной компетентности студентов в образовательном процессе вуза : дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2003. 185 с.
- Веселова Л.А. Интегративный культурологический комментарий художественного текста как способ формирования общекультурной компетентности учащихся : дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2008. 272 с.
- Егоршина Е.В. Интеграция учебной информации как способ формирования общекультурной компетентности учащихся: на материале изучения древнерусской литературы : дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2003. 249 с.
- Троянская С.Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования // Культурно-историческая психология. 2008. № 2. C. 19–23.
- Гикис С.Н. Формирование общекультурной компетентности старшеклассников средствами технологии воспитательных ситуаций во внеклассной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2014. 206 с.
- Косянова О.М. Интегративный подход к формированию профессиональной коммуникативной компетентности студентов правовых специальностей : дис. … д-ра пед. наук. М., 2008. 517 с.
- Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. М.: Эйдос, 2013. 73 c.
- Нюдюрмагомедов А.Н. Интеграционные процессы в педагогическом образовании : дис. … д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 1999. 365 c.
- Галицких Е.О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете : дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2002. 387 c.
- Собко Я.М. Философско-методологические аспекты интегративных курсов в профессиональном образовании: закономерности построения и функционирования // Молодой ученый. 2013. № 8. С. 427–430.
- Яворук О.Я. Интегративные курсы: классификация, направления, перспективы // Директор школы. 1998. № 7. С. 59–64.
- Гребенников А.В. Роль интегративных курсов в развитии самоорганизации обучающихся // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 4. С. 99–101.
- Русова Н.Ю. Диалог поэзии и живописи в литературном образовании. Н. Новгород: Мининский университет, 2016. 162 с.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб.: КАРО, 2002. 368 с.
- Желтова С.С. К вопросу об интегральности и интегративности в дошкольном образовании на примере обучения иностранному языку // Актуальные проблемы современной педагогики: материалы международной заочной научно-практической конференции. Новосибирск: СиБАК, 2010. С. 35–42.
- Толикина Е.А. Формирование и диагностика общекультурной компетентности студентов (опыт реализации интегративного курса литературы) // Инновации в образовании. 2015. № 12. С. 44–54.
- Толикина Е.А. Организация интегративного курса литературы в ссузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 10-1. C. 191–194.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 1. С. 1–9.
- Torrance E.P. The Torrance test of creative thinking: technical-norm manual. I. NJ: Personnel Press, 1974. 75 p.