РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ
- Авторы: Акимова М.К.1, Галстян О.А.2
-
Учреждения:
- Российский государственный гуманитарный университет, Москва
- Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево
- Выпуск: № 3 (2017)
- Страницы: 35-41
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/205
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-3-35-41
- ID: 205
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Потребность общества в высококвалифицированных кадрах растет в различных сферах. Напрямую решение этого вопроса зависит от уровня профессионализма педагогов, осуществляющих профессиональную подготовку и переподготовку специалистов. Поэтому проблеме профессионализации в целом и педагогов в частности всегда уделялось большое внимание в психологии. Наибольшее количество исследований в данной области посвящено изучению такого профессионально важного качества педагогов, реализуемого в профессионально-педагогическом общении, как компетентность.
Целью статьи является прояснение сущности и структуры коммуникативной компетентности педагога, определение ее места в более широкой структуре – компетентности педагога в профессионально-педагогическом общении. В статье соотносятся понятия «коммуникативная компетентность» и «коммуникативная компетенция». Толерантность рассматривается как важнейшая социальная установка и метакомпонент компетентности педагога в профессионально-педагогическом общении.
Особое внимание уделяется профессионализации педагога, в рамках которой происходит формирование и развитие коммуникативной компетентности и сопряженных с ней качеств педагога. Описываются пассивная и активная профессионализация, характеризующиеся разным уровнем активности педагогов. Ставится вопрос о необходимости их соотнесения с учетом их функций и результатов.
Излагаются результаты эмпирического исследования развития в процессе стихийной профессионализации таких составляющих коммуникативной компетентности и ассоциированных с ней качеств, как эмоционально-волевая регуляция, толерантность, эмпатия и общительность. Сравнительное исследование было проведено на группах педагогов среднего профессионального образования, отличающихся длительностью педагогического стажа. Путем сопоставления результатов, полученных в экспериментальных группах, определялся характер изменений, происходящих в уровне развития профессионально важных качеств по мере увеличения педагогического стажа. В результате исследования были определены качества педагогов, претерпевающие изменения по мере увеличения стажа, а также слабые места стихийной профессионализации, характеризующиеся появлением деструкций и требующие проведения коррекционной работы.
Об авторах
Маргарита Константиновна Акимова
Российский государственный гуманитарный университет, Москва
Автор, ответственный за переписку.
Email: m.k.akimova@rambler.ru
доктор психологических наук, профессор кафедры общих закономерностей развития психики Института психологии им. Л.С. Выготского
РоссияОльга Александровна Галстян
Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево
Email: p_galstyan@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и дефектологии
РоссияСписок литературы
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. 119 с.
- Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990. № 8. С. 82–88.
- Асмолов А.Г., Жиганова Б.А., Лютая Т.А. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. М.: УЧЕБНАЯ КНИГА БИС, 2007. 160 с.
- Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Московский университет, 1991. 96 с.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998. 200 с.
- Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51–55.
- Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие. М.: ТЦ Сфера, 2004. 144 с.
- Балдина М.Ю. О взаимосвязи понятий «компетенция», «компетентность», «коммуникативная компетентность» // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № S25. С. 11–15.
- Бурцева Л.К. Коммуникативная компетентность в структуре общей профессиональной компетентности // Совет ректоров. 2010. № 3. С. 51–55.
- Андреева Г.М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления. М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009. 160 с.
- Акимова М.К., Галстян О.А. Компетентность в профессионально-педагогическом общении и толерантность педагога // Наука и Мир. 2016. Т. 3. № 5. С. 88–95.
- Буртовая Н.Б. Профессиональная и коммуникативная компетентность педагога вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 6. С. 180–182.
- Рачицкая Н.В. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности // Современная психология: материалы II международной научной конференции. Пермь: Меркурий, 2014. С. 55–56.
- Кучина Т.И. Развитие коммуникативной компетентности студентов-будущих педагогов // Приоритетные направления развития науки и образования. 2015. № 2. С. 246–248.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.
- Климов Е.А. Пути в профессионализм. Психологический взгляд. М.: МПСИ, 2003. 456 с.
- Глуханюк Н.С., Петрова М.Г., Слободчиков И.М. Самоактуализация взрослого человека в условиях интенсивной групповой работы // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. № 11. С. 149–163.
- Абакумова Е.Б. Самообразование как ценность профессионального становления педагога // Педагогика: традиции и инновации: материалы Международной научной конференции. Т. II. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 106–109.
- Садовникова Н.О. Профессиональный кризис личности педагога: содержание и основные признаки // Научный диалог. 2016. № 11. С. 400–411.
- Черлюнчакевич А.И. Психологические кризисы, влияющие на развитие профессиональной деформации педагога // Психология обучения. 2013. № 11. С. 94–110.
- Акимова М.К., Галстян О.А. Толерантность как компонент коммуникативной компетентности педагогов // Психологические исследования. 2010. № 3. С. 1–12.
- Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
- Мухаметзянова Ф.Ш., Храпаль Л.Р., Камалеева А.Р. Комплексная безопасность образовательных учреждений в условиях поликультурного общества. Казань: Данис, 2015. 59 с.
- Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009. 576 с.
- Boice R. New faculty as teachers // Journal of Higher Education. 1991. Vol. 62. № 2. P. 149–173.