КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
- Авторы: Артамонова Е.В.1
-
Учреждения:
- Казанский государственный энергетический университет, Казань
- Выпуск: № 2 (2017)
- Страницы: 9-13
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/217
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-2-9-13
- ID: 217
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся современных тенденций, связанных с реформированием систем образования различных стран, включая отечественную, с акцентом на контрольно-оценочные процессы. Выделяются модели функционирования профессионального образования, а также обнаруживаются предпосылки, влияющие на структурно-содержательную наполняемость контрольно-оценочных мероприятий. Вводится понятие «эвалюация» в образовании, которое рассматривается как интегративная категория оценочно-аналитической деятельности в условиях повышения качества образования. Проводится анализ использования понятия как в зарубежных образовательных системах, так и в отечественной практике, а также указывается его роль в процессе создания и формирования общероссийской системы оценки качества образования, которая рассматривается как совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих оценку образовательных достижений обучающихся. В условиях формирования общероссийской системы оценки качества образования выделяются способы совершенствования системы оценки качества образовательных достижений учащихся, реализуемые в современной российской образовательной реалии в виде различных мероприятий. Особое внимание в этом ключе уделяется введению обязательной государственной итоговой аттестации для определенной категории граждан в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ). В статье ЕГЭ рассматривается как переложение зарубежного опыта на отечественную почву в части итогового контроля в связке «школа – вуз», выделяются положительные и отрицательные черты его функционирования для российской образовательной практики.
Обозначенные в статье проблемы указывают на необходимость дальнейшей проработки вопросов реформирования контрольно-оценочных мероприятий в отечественном образовании в части как методологии, так и инструментария данного процесса.
Об авторах
Екатерина Валерьевна Артамонова
Казанский государственный энергетический университет, Казань
Автор, ответственный за переписку.
Email: artamonova_ek@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Иностранные языки»
РоссияСписок литературы
- Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.
- Приоритетные направления развития образовательной системы РФ (одобрены правительством Российской федерации) // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2006. № 24. С. 15–23.
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
- Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. Система оценки качества образования. М.: Логос, 2007. 192 с.
- Артамонова Е.В. Контрольно-оценочная практика российского профессионального образования: настоящее, прошедшее, будущее // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 3. С. 224–226.
- The PISA 2003 assessment framework: mathematics, reading, science and problem solving knowledge and skills. Paris: OECD, 2003. 426 p.
- Bateson D., Nicol C., Achroeder T. Alternative assessrnent and tables of specification for the third international mathematics and science study // ICC. 1991. № 64. P. 230–238.
- Dochy F., Segers M., Buehl M. The relation between assessment practices and outcomes of studies: The case of research on prior knowledge // Review of Educational Research. 1999. № 69. P. 145–186.
- Stecher B. Performance assessment in an era of standards-based educational accountability. Stanford: Stanford University, 2010. 49 p.
- Parshall C., Spray J., Davey T. Springer. Practical consideratios in computer based testing. New York: SAGE Publication, 2002. 222 p.
- Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. М.: Академия, 2007. 224 с.
- Ефремова Н.Ф., Звонников В.И., Челышкова М.Б. Педагогические измерения в образовании // Педагогика. 2006. № 2. С. 14–22.
- Концепция общероссийской системы оценки качества образования / под ред. А.Н. Лейбовича. М.: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 2006. 90 с.
- Болотов В.А. Единый государственный экзамен: на пути к созданию системы независимой оценки качества образования // Высшее образование сегодня. 2004. № 11. C. 12–15.
- Ковалева Г.С. Основные подходы к сравнительной оценке качества математического и естественнонаучного образования в странах мира (по материалам международного исследования TIMSS). М.: Центр ОКО ИОСО РАО, 1996. 92 c.
- Конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как индикатор качества школьного образования. М.: НИУ ВШЭ, 2004. 58 c.
- Новый взгляд на грамотность: по материалам международного исследования PISA-2000 / под ред. Г.С. Ковалевой. М.: Логос, 2004. 196 с.
- Артамонова Е.В., Галиахметова А.Т., Андреева Е.А. Реформирование контроля качества образовательных результатов: отечественный опыт // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 6. С. 149–153.
- Болотов: оценка должна показывать ученику его слабые и сильные стороны // РИА новости. URL: ria.ru/sn_edu/20160922/1477574896.html.
- Ибрагимов Г.И. Методологические основы и факторы развития дидактических понятий // Педагогика. 2011. № 10. С. 12–19.
- Система оценки качества образования. Лесной: Управление образования, 2008. 35 c.